• пятница, 19 Апреля, 23:44
  • Baku Баку 24°C

Стратегический проект

09 июля 2013 | 11:34
Стратегический проект
КОНТРАКТ
На днях региональный президент компании BP по Азербайджану, Грузии и Турции Гордон Биррелл заявил, что консорциум по проекту «Шахдениз» за последние два года рассмотрел несколько вариантов транспортировки каспийского газа в Европу и в конце концов остановил выбор на Трансадриатическом газопроводе (TAP). В свою очередь правительство Азербайджана сообщило о своем решении о выборе TAP как маршрута поставки в Европу природного газа, который будет добываться в рамках проекта «Шахдениз-2».
Итак, в ближайшем будущем азербайджанский природный газ пойдет на европейский рынок не по трубопроводу Nabucco-West, а посредством проекта TAP. Первый из этих проектов был выдвинут компанией BP и подавался как своего рода альтернатива Nabucco, его укороченный вариант. Предполагалось, что Nabucco будет иметь высокую пропускную способность, но одновременно и высокую стоимость, и поэтому BP и другие компании, входящие в консорциум, предложили вариант TAP. В такой обстановке норвежские, шведские и германские компании создали консорциум TAP и представили соответствующий проект.
Разница между Nabucco-West и TAP состоит в том, что первый нацелен на газоснабжение прежде всего Центральной и Восточной Европы - через Турцию азербайджанский газ пойдет в Болгарию, Румынию, Венгрию, Польшу и Австрию, тогда как посредством TAP голубое топливо поступит в Грецию, Албанию и Италию. Уже потом по местной газораспределительной сети оно будет направлено вначале в Болгарию, а на последующем этапе - в Венгрию.
В принятии этого решения важную роль сыграла позиция Азербайджана, поскольку Государственная нефтяная компания АР является одним из ключевых членов консорциума «Шахдениз». Экономическое и политическое значение TAP для Азербайджана налицо. По сравнению с Nabucco-West Трансадриатический газопровод короче на 450 км, а следовательно, ниже и стоимость проекта. Это означает большую рентабельность проекта TAP. С точки зрения Азербайджана экономическая выгода этого проекта состоит в возможности выхода на более дорогие рынки, поскольку TAP рассчитан на обеспечение природным газом Италии, что позволяет нам предлагать свой газ по более высокой цене. К тому же данный проект позволяет Азербайджану вывозить свой газ одновременно на несколько рынков, иными словами, избавиться от привязанности к одному определенному рынку. Если ранее такая привязанность не позволяла нам диктовать цены, то теперь Азербайджан сможет экспортировать свой газ по выгодным ему ценам.
Как заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, газовая стратегия страны будет основана на экспорте природного газа исключительно по ценам, соответствующим нашим собственным интересам. Подключившись к проекту TAP, Азербайджан практически решил эту задачу. Этот проект позволяет нам вывозить свой газ на европейский рынок непосредственно, без транзита. Что же касается политических дивидендов, то посредством проекта TAP Азербайджан окажет поддержку энергетической политике Европейского союза. В октябре этого года состоится церемония официального подписания проекта TAP, и Азербайджан станет первой страной - участницей программы Восточного партнерства, вносящей солидный вклад в энергетическую безопасность Европы.
«Безусловно, велико значение TAP и для Старого света, - говорит экономист Вугар Байрамов. - Во-первых, осуществление этого проекта приведет к снижению газовой зависимости Европы от России. На первом этапе на европейский рынок будет поставляться в обход России 10 млрд. кубометров природного газа ежегодно, в последующем этот показатель достигнет 21 млрд. Учитывая, что годовая пропускная способность Трансадриатического газопровода составит 60 млрд. кубометров, в перспективе, после сдачи в эксплуатацию месторождения «Абшерон», природный газ с него также будет поступать на рынки ЕС».
Уже на первом этапе экспортируемое Азербайджаном голубое топливо сыграет важную роль в газоснабжении ряда европейских стран. В первую очередь в данном контексте нужно упомянуть Болгарию и Венгрию, которые в настоящее время зависят от поставок российского газа соответственно на 97% и 98%. Короче говоря, TAP окажет значительное позитивное влияние на систему энергетической безопасности Центральной и Восточной Европы.
Не секрет, что сегодня крупнейшим поставщиком природного газа в Европу является Россия. Но с осуществлением проекта Трансадриатического газопровода Азербайджан также превращается в значительного игрока на европейском газовом рынке. Так не приведет ли это к противодействию со стороны России, теряющей свой чуть ли не монопольный статус на этом рынке? Как вообще отразится проект TAP на азербайджано-российских отношениях?
По мнению экспертов, выбор проекта TAP не приведет к обострению отношений между Азербайджаном и Россией. Этот проект не такого масштаба, чтобы вызвать нервозную реакцию последней, ибо он нацелен главным образом на итальянский рынок. Правда, Россия также имеет виды на рынок Италии, и появление здесь Азербайджана лишает российские планы актуальности. Возможно, в перспективе этот проект заставит Россию задвинуть на полку проект «Южный поток» и приостановить его обсуждение. Такая обстановка даст России дополнительный доступ на рынки стран Центральной и Восточной Европы, что отвратит ее от негативной реакции на реализацию проекта TAP. Таким образом, Россия, не будучи особо заинтересована в осуществлении этого проекта, реально ему не противодействует.
В свою очередь, ЕС конкретно заинтересован в проекте Трансадриатического газопровода. Помимо этого, данный проект сулит существенные финансовые поступления Турции и Грузии, которые к тому же получат часть транспортируемого газа на внутренние нужды. Немаловажно, что TAP, как и все такого рода проекты, означает открытие новых рабочих мест в транзитных странах, через которые пройдет трубопровод. Скажем, в рамках проекта в Греции планируется открыть 2 тысячи рабочих мест и инвестировать в экономику 1,5 млрд. евро, а в Албании - соответственно более 1000 рабочих мест и 1 млрд. евро. Проект TAP откроет перед ГНКАР дополнительный доступ на рынки ЕС.
Учитывая все сказанное, можно утверждать, что TAP - проект стратегического значения для Азербайджана, осуществление его означает политико-дипломатический шаг со стороны Баку, который не только сохранил на прежнем уровне свои отношения с основными игроками в регионе, в том числе Россией и ЕС, но и улучшил их, и в то же время расширил возможности для получения экономических дивидендов.
В случае, если бы Азербайджан сделал выбор не в пользу TAP, а Nabucco-West, то реакция России была бы крайне негативной. Достаточно вспомнить, как Россия неоднократно категорически выступала против этого проекта, пустив в ход все рычаги для его торпедирования. Ведь проект Nabucco-West означал чувствительный удар по интересам России в Центральной и Восточной Европе. Что касается Азербайджана, то в отличие от России, для нас особой разницы между Nabucco-West и TAP нет. Для нашей страны важно получить выход на европейский рынок. В конце концов выбор был сделан в пользу проекта TAP как более рентабельного. Это был шаг стратегического значения. В результате мы получили желаемый доступ на европейский рынок и в то же время не оттолкнули от себя Россию.
Таким образом, как полагают эксперты, утверждение проекта Трансадриатического газопровода однозначно ознаменовало утрату актуальности двух предыдущих проектов - Nabucco и Nabucco-West.
Что касается перспектив транспортировки через TAP туркменского природного газа, то однозначно можно утверждать, что с доведением пропускной способности этого газопровода до 60 млрд. кубометров в год это станет реальностью. После сдачи в эксплуатацию второй фазы «Шахдениз» и месторождения «Абшерон» Азербайджан, естественно, будет стремиться к доступу на новые рынки. Наряду с этим, учитывая цели выхода на российский рынок и внутренние нужды Азербайджана, для полной загрузки Трансадриатического газопровода желательна транспортировка по нему не только туркменского, но и иракского газа. Таким образом, в перспективе посредством TAP в Европу может экспортироваться и туркменский газ.
Г.ФАТУЛЛАЕВ
banner

Советуем почитать