• вторник, 19 Марта, 11:22
  • Baku Баку 8°C

Албанские памятники Тертерского ущелья

10 октября 2014 | 15:51
Албанские памятники Тертерского ущелья

ЗОДЧЕСТВО
Река Тертер, одна из главных водных артерий Карабаха, берет начало в западной части Карабахского нагорья и, направляясь сначала на северо-восток, а затем на восток, протекает по территории Кяльбаджарского, Агдеринского, Тертерского и Бардинского районов Азербайджана и впадает в Куру. В период существования государства, а затем отдельных княжеств эти земли входили в состав Зарской (Цар-ской), Хаченской и Утийской исторических областей. Природа окружила эту шумную горную реку великолепным ландшафтом - высокими горами, отвесными скалами, густыми лесами и зелеными долинами.
В верховьях и по среднему течению реки, в удаленных от шумных караванных дорог и скрытых от вражеских набегов горных местностях сохранилось немало каменных свидетельств средневековой истории и культуры Кавказской Албании - развалины крепостей, башни и мосты, культовые здания. Особый интерес представляют ансамбли средневековых монастырей, которые расположились вдоль ущелья Тертера, в глухих, отдаленных от крупных населенных пунктов местах. Это развалины Зарского монастыря, великолепный Худаванкский комплекс, монастырь святого Елисея, родовая усыпальница нижнехаченских князей - Хатираванк и множество других памятников. Мы остановимся здесь на крупнейших архитектурных комплексах Тертерского ущелья, наиболее ярко представляющих культовое зодчество и в целом историю Кавказской Албании, этой важнейшей составной части истории Азербайджана.
Худаванк, или Дадиванк, - крупнейший в Азербайджане монастырский комплекс. Он находится в селении Ванк Кяльбаджарского района, на левом берегу реки Тертер, на склоне невысокого холма. Известный ученый Д.А.Ахундов предложил на основе удинского языка гипотезу о связи названия Худаванк-Хотаванк с культом Митры и божества Луны. На наш взгляд, есть более простое объяснение, связанное с «Худа» - Бог и «ваник» - место: «Худаванк» - «обитель Бога».
Название Дадиванк предание связывает с именем одного из учеников апостола Фаддея - Дада. Фаддей, брат апостола Фомы, одного из 12 апостолов, был направлен в числе 72 апостолов для проповеди в языческие страны. Моисей Каланкатуйский сообщает: «В удел нам, жителям Востока, достался святой апостол Фаддей, который получил мученическую смерть от Санатрука, царя Армении». Согласно преданию, один из его учеников - Дади после мученической смерти был привезен и похоронен в Малом Сюнике, и на этом месте построили монастырь, который носит его имя».
Таким образом, в соответствии с преданием место, на котором стоит монастырь, издавна считается святым. В VI веке здесь была воздвигнута крупная однонефная базилика - древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря.
В XIII веке на средства членов верхнехаченского албанского княжеского рода монастырь был реставрирован и дополнен новыми постройками. Здесь возвели великолепную церковь крестово-купольного типа с приделами по четырем углам; галерееобразный притвор, объединивший новую соборную и более старые зальные церкви в единый объем; огромный притвор перед однонефной базиликой; небольшую купольную церковь к югу от основной группы зданий; второй крупный притвор и другие строения. Позже появилась колокольня, высокая шатровая кровля которой стала завершающим аккордом сложной композиции монастырского ансамбля.
Главная церковь комплекса построена в 1214 году княгиней Арзу хатун, женой князя Вахтанга. Ее ктиторская надпись из 19 строк занимает часть южной стены церкви, возведенной из чистотесаных квадров прекрасного камня: «Милостью всемогущего Бога, Отца и Сына Его Единородного Иисуса Христа и благодатью всесвятого Духа я, покорная слуга Христа, Арзу хатун, дочь великого князя князей - Курда и супруга Вахтанга, царевича, государя Атерка и всего Верхнего Хачена, с великой надеждой построила сию соборную церковь на месте упокоения супруга моего и сыновей моих...».
Арзу хатун - двоюродная сестра могущественных Закаре и Иване Долгоруких, одна из примечательных личностей Албании XIII века, оставившая след в замечательных архитектурных памятниках того времени. Вместе с мужем Вахтангом (Вахрамом) и выдающимся албанским государственным деятелем Мхитаром Гошем Арзу хатун финансировала строительство церкви в Гошаванке. Вахтанг Атеркский и его жена известны в истории Албании и как близкие друзья и соратники Мхитара Гоша, некоторое время жившего в их замке, где он начал составлять свой «Судебник».
Соборная церковь Худаванка принадлежит к ряду самых выдающихся памятников албанского зодчества. Она привлекает совершенством форм и пропорций, классической сдержанностью и лаконичностью декора.
Монастырь св.Елисея (обитель Нерс-Михра) находится на одном из отрогов горы Муровдаг, окружен высокими холмами и глубокими ущельями. Южная сторона монастырского двора завершается глубокой пропастью, на дне которой течет один из притоков реки Тертер. С трех других сторон возвышается стена, возведенная из камня на известковом растворе.
О монастыре сохранились сведения, указывающие на его древность и важную роль в истории албанской церкви. В «Истории албан» Моисея Каланкатуйского сообщается, что «священник села Урекан похитил мощи святого Елисея и привез их в свое село. Оттуда перенесли их в святое братство Нерс-Михра». Следующее сообщение относится к 704 году. Албанский историк в числе прибывших на встречу с армянским католикосом Илией, расправившимся при помощи арабских войск с диофизитской частью албанского духовенства, упоминает и «настоятеля монастыря Нерс-Михр со всем братством своим», которые «не заразились сектой», т.е. остались верны монофизитству. Из приведенного отрывка из «Истории албан» явствует, что в период правления Вачагана в V веке уже существовала обитель Нерс-Михра, которую правомерно отнести к числу древнейших албанских монастырей. Композиция монастыря по-своему интересна. Культовые здания - церковь и часовня - расположены в ряд в центре двора и делят его на две части: внутреннюю восточную и парадную западную. Комплекс состоит из церкви с притвором, семи часовен и нескольких прямоугольных в плане зданий, предназначенных для жилья и хозяйственных нужд. Церковь св.Елисея - однонефный сводчатый зал, построенный из груботесаных камней. Однако в кладке встречаются чистотесаные камни, возможно, относящиеся к более древним постройкам монастыря. Полукруглая в плане алтарная апсида не имеет возвышения и по ширине равна ширине зала. Церковь имеет два входа - с юга и запада, через притвор.
В одной из часовен, построенной подобно остальным зданиям комплекса из нетесаного камня, находилась могила албанского царя Вачагана III Благочестивого, который, как сообщает Моисей Каланкатуйский, созвал Агуенский собор и построил в Албании столько церквей, сколько дней в году. На его могиле, по свидетельству епископа Макара, «лежит треугольная могильная плита, изготовленная особенно тщательно и гладко отполированная, но без надписи. Возле этой плиты стоит крест-памятник, замечательный не только своей древностью, но и своей архитектурной формой древнего искусства...». На лицевом камне этой часовни написано: «Это есть могила царя Вачагана» - и указана дата ее постройки - 1286 год. Необходимо заметить, что недалеко от монастыря находятся развалины села Дивтаган, которое являлось личной собственностью царя Вачагана и служило его летней резиденцией. Этот благочестивый царь, а вместе с ним и зять его Абл-Аббас, согласно источникам, скончались в Баргюшаде. Видимо, прах его был перенесен после смерти в родное село и похоронен в монастыре.
Монастырь интересен и своим труднодоступным с военной точки зрения расположением. Он являет собой олицетворение замкнутости, отрешенности от всего мирского и житейского, что, вероятно, характерно для самых древних монастырей Албании, которые были созданы раннехристианскими братствами отшельников. Это подтверждается и его древним названием - обитель, братство Нерс-Михра.
Хатраванк - монастырский комплекс, расположенный на реке Тертер ниже Хотаванка. Он известен и как усыпальница рода княгини Дофи, или Доп. Речь идет еще об одном албанском хаченском княжеском роде, оставшемся в истории под именем своей родоначальницы. Сын албанского князя Кара-Григора и Дофи - Гасан Храбрый был женат на Мамкан, дочери князя Курда и сестре Арзу хатун.
Комплекс сформировался в ХIII веке. Он состоит из храма, колокольни, жилых помещений, житницы, часовни и ограды. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогий в христианском зодчестве Южного Кавказа. Трехнефное внутреннее пространство довольно крупного храма (17х14 м), в отличие от обычных базилик, имеет асимметричное решение, обусловленное прежде всего наличием внутри двух часовен, занимающих северо-восточный и юго-восточный углы. Средний неф заканчивается алтарной апсидой с одним северным приделом. С северо-запада к основному объему примыкает еще один узкий сводчатый придел.
Необычно и расположение купола. Он находится не перед алтарной апсидой, а в среднем отрезке центрального нефа, в западной половине храма. Четыре опоры, поддерживающие подкупольные арки, имеют разное сечение - крестообразное, прямоугольное, многогранное. Но главная особенность купола заключается в том, что он не имеет барабана и опирается непосредственно на восьмигранное невысокое основание. В христианской архитектуре Албании это пока единственный известный нам пример, который, несомненно, связан с влиянием мусульманской архитектуры.
Мы рассмотрели лишь три крупнейших памятника албанской культовой архитектуры в ущелье реки Тертер и ее притока. История этих монастырей тесно связана с историей Кавказской Албании, начиная с первых веков нашей эры и до позднего средневековья. Они сохранили память о первых проповедниках христианства в Кавказской Албании - восточной окраине христианского мира, об албанских царях, князьях и деятелях церкви, построивших великолепные памятники зодчества и запечатлевших на них свои имена. Вся история Карабаха, исторической азербайджанской области, нашла отражение в архитектуре этих построек. Армянская оккупация стала бедствием для этого бесценного наследия. Длительное время проводимый армянской церковью процесс их арменизации приобрел еще более вызывающий характер, о чем свидетельствуют книги, издаваемые в Армении. Положение усугубляется бесконтрольностью оккупированной территории, на которой не действуют никакие международные соглашения, в том числе и по охране исторического наследия. Вследствие этого памятники мусульманской архитектуры Карабаха и оккупированных прилегающих районов разрушаются, а в архитектуру христианских вносятся не свойственные им элементы для доказательства «армянского происхождения».
Наш долг - привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме и спасти от фальсификации ценнейшие памятники истории и архитектуры Азербайджана.
Гюльчохра МАМЕДОВА,
доктор архитектуры, профессор
banner

Советуем почитать