• четверг, 28 Марта, 11:20
  • Baku Баку 4°C

Встреча с Думбадзе

08 октября 2014 | 18:42
Встреча с Думбадзе

В 1980-е годы я начал изыскания по истории литературных связей между Нахчываном и Грузией. Работал в архивах Тбилиси, Цинандали, Телави, Зугдиди. Тогда же познакомился с видным грузинским писателем Нодаром Думбадзе. В апреле 1984-го, в очередной раз находясь в Тбилиси, решил наведаться в Союз писателей Грузии. Мне сказали, что Нодар Владимирович перенес второй инфаркт и врачи запретили ему встречаться с кем-либо.
Когда я уже спускался по лестнице, меня опять позвали в секретариат:
- Подождите, пожалуйста, мы позвоним ему и сообщим, что к нему посетитель из Нахчывана. Может, он примет вас.
Вскоре мне сообщили, что Н.Думбадзе приглашает меня к себе домой, будет ждать в 14 часов. В назначенное время Нодар Владимирович лично встретил меня у входа, пригласил пройти в гостиную. С первой же минуты я почувствовал, что передо мной человек большого сердца, очень простой и скромный.
- А ты, дружище, оказывается, совсем молод, - сказал он, глядя на меня. - Это очень хорошо. Когда я делюсь с молодыми читателями, то забываю о своих недугах.
Я молчал и слушал писателя. Нодар Думбадзе рассказал мне о своем творчестве, об интересных случаях из своей жизни. При этом он заметил:
- Я люблю Азербайджан и его неотъемлемую часть - Нахчыван не меньше, чем Грузию. К азербайджанцам отношусь с особой симпатией. На азербайджанский мои произведения переводят с особым искусством, с особой теплотой и любовью. Видно, тому есть причины. Меня со Страной огней связывают крепкие узы дружбы. Мой отец учился в Бакинском индустриальном институте. В 1937 году он стал жертвой репрессий. Мать моя - Анико была сослана в Караганду…
Здесь писатель умолк, стараясь скрыть слезы на глазах.
Я забеспокоился: после второго инфаркта сильные переживания могли резко отразиться на его здоровье. Н.Думбадзе, как бы прочитав мои мысли, произнес:
- Не беспокойся. Бог привел тебя сюда. Знаешь, в последнее время я скрываю свою печаль от всех… Да, я говорил о матери. В день, когда ее отправляли в ссылку, я, наверное, постарел, хотя был ребенком. Я плакал и бежал за поездом. Маму увезли, а потом дед повез меня в Гурию, на запад Грузии. Я городской, но быстро привык к деревенской жизни, пообтерся, окреп. В 16 лет деревня вырастила из меня мужчину.
Мама сумела вернуться в Тбилиси уже после смерти Сталина. Боже праведный, она была дряхлой старухой. Ей я посвятил произведение «Закон вечности». Первый инфаркт перенес во время работы над этой вещью. За нее мне дали орден Ленина…
Супруга писателя - Нинули Гугунава пригласила нас выпить чая на широкий балкон с видом на реку Вера. Квартиру, в которой проходила наша встреча, писателю предоставил лично Эдуард Шеварднадзе, за что Нодар Владимирович и Нинули Гугунава были бесконечно ему благодарны.
Их сын Саза умер, а дочери Манана и Кетеван вот-вот должны были приехать навестить родителей. Нодар Думбадзе назвал младшего внука своим именем…
На вопрос, какие его произведения мне больше всего нравятся, я ответил:
- Все без исключения, а больше всех «Кукарача». У нас в Азербайджане его называют «гарабала». По этой повести снят фильм «Кукарача». Любопытно знать, в самом ли деле Кукарача - персонаж из реальной жизни.
- Конечно. Мама его знала. Я был ребенком, когда Кукарача работал в нашем районе участковым, очень честный был милиционер. Его убили ни за что. На суде его невеста всадила в убийцу семь пуль.
- Наверное, у вас в квартале Кукарачу часто вспоминают?
- Нет, после его гибели началась Великая Отечественная война, и это происшествие забылось. Но в 1943-м Кукарачу вдруг вспомнили, когда его невеста погибла на фронте.
- А вы когда вспомнили о нем?
- 12 октября 1979 года в полночь он мне приснился. Спустя полчаса я перенес второй инфаркт.
Разговор зашел о дружбе между людьми и ее важности. Внезапно Нодар Владимирович умолк, словно раздумывая о чем-то, а затем заметил:
- Сегодня утром по радио сообщили, что Ленинская премия по литературе вручена Расулу Гамзатову. Очень жаль! Я очень хотел, чтобы ее получил Кайсын Кулиев. Он истинный патриот.
В беседе Н.Думбадзе выказал радость по поводу достижений Азербайджана, вспомнил о своих встречах с замечательным сыном азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, которого назвал одним из величайших политических деятелей в мире.
- Азербайджанский народ должен гордиться, что у него есть такой сын, - подчеркнул Нодар Владимирович.
Я сообщил ему, что идет подготовка к торжествам в связи с 60-летием Нахчыванской Автономной Республики, и пригласил писателя принять в них участие. В ответ он пообещал, что если здоровье позволит, то с удовольствием совершит прогулку по древней нахчыванской земле. Н.Думбадзе подарил мне несколько книг и свою фотографию с автографами…
14 сентября 1984 года Нодара Думбадзе не стало. Я все еще помню необычную грусть, которую заметил в его взгляде во время той нашей встречи. Как хорошо было бы, если бы этот замечательный сын грузинского народа был бы сейчас с нами и стал очевидцем нынешних социально-экономических достижений Нахчывана...
Муса ГУЛИЕВ,
ст. научный сотрудник Института истории,
археологии и этнографии
Нахчыванского отделения НАНА, доктор философии по истории
banner

Советуем почитать