• пятница, 29 Марта, 17:34
  • Baku Баку 14°C

Участвовать нельзя саботировать

18 сентября 2014 | 12:36
Участвовать нельзя саботировать

Эксклюзивное интервью газеты «Каспiй» с политологом, руководителем аналитического центра «Восток-Запад» Арастуном Оруджлу.
- Какова ваша оценка громкого заявления Обамы о создании коалиции по войне с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) и каковы перспективы этой коалиции?
- Заявление Обамы - вынужденная мера. Президент США с самого начала не был заинтересован в вовлечении его страны в какие-то новые конфликты. Достаточно вспомнить, что когда началась операция против Каддафи в Ливии, США не стали вмешиваться открыто, помогая союзникам ресурсами. То же самое и с ИГ.
Американский президент не хотел вмешиваться в события на Ближнем Востоке. Но ситуация развивалась с такой скоростью, что стали возникать угрозы национальным интересам США и их партнерам или потенциальным партнерам в регионе. Это и подтолкнуло Обаму к данному заявлению. Оно было жестким. Понятно было, что прежний подход к конфликтам в регионе пересмотрен, заменен новым подходом, который включает в себя задействование силового фактора.
Вместе с тем известно, что у Белого дома хватает своих проблем в первую очередь с партнерами. Поэтому вовлечь партнеров в этот конфликт также было проблематично. В силу этого я полагаю, что данное заявление было сделано не только для приверженцев ИГ, но и для тех стран, которые находятся в одном стане с США и при этом пытаются отстраниться от процесса.
Что касается деятельности коалиции, то не стоит от нее ожидать высокой эффективности. По крайней мере, на сегодняшний день сухопутная операция против ИГ не предусмотрена. В этом смысле воздушные удары по рассеянным на большой территории представителям группировки не приведут к ее разгрому. Тем более, не совсем понятно, каким образом будет вестись борьба коалиции с ИГ в условиях, когда Турция не хочет использовать в этой борьбе расположенную на ее территории военно-воздушную базу НАТО Инджирлик. Безусловно, это создаст технические трудности для осуществления контртеррористической операции.
С другой стороны, если эта операция в течении ближайших нескольких месяцев не приведет к ощутимому успеху, то это вызовет разногласия среди членов коалиции и не исключено, что часть из них могут саботировать свое участие в ней. Подобные настроения уже видны. В частности, Турция отказывается участвовать в операциях. Германия также старается избежать военного компонента конфликта и постарается участвовать финансово.
- Если Турция отказывается участвовать в боевых действиях с ИГ, в чем тогда состоит смысл присоединения Анкары к коалиции?
- Турция не может не войти в коалицию, будучи членом НАТО. К тому же у нее есть проблемы во внешней политике. Внешнеполитическая доктрина «ноль проблем с соседями», провозглашенная при приходе АКП к власти, себя не оправдала, так как в настоящее время у Анкары куда больше проблем с соседями, чем до провозглашения этой доктрины. В этих условиях Турция опасается вдобавок к прочим проблема испортить отношения с США. Тем более, как мы видим, в настоящее время на Ближнем и Среднем Востоке формируются совершенно иные партнерские отношения, связи и т.д., чем 5-10 лет назад.
Турции не выгодно участвовать в боевых действиях по многим причинам, в том числе и внутриполитического характера. С другой стороны, Анкаре выгодно быть представленной в коалиции, так как в этом случае турки могут в определенной степени влиять на ход событий и при необходимости принять участие в боевых действиях. При этом для Турции складывается очень не простая ситуация. Если она реально не предоставит свои авиабазы и свое воздушное пространство для нанесения ударов по ИГ, то американцы уже заранее посредством СМИ и экспертов предупредили Анкару, что думают о переводе базы Инджирлик в Эрбиль. Если это в действительности случится, то не далек будет и день официального признания Курдистана в качестве независимого государства, как Косово. Это станет новой и совершенно нелицеприятной ситуацией для Турции. В случае создания такого государства и размещения на его территории самой крупной базы НАТО в регионе, поставит Анкару в очень сложное положение. Тогда Турция будет вынуждена плестись в хвосте событий. Исходя из этих соображений Эрдоган решил принять участие в коалиции, но при этом самоустраниться. Однако не думаю, что эта позиция устраивает США и других союзников по коалиции. Полагаю, что от Турции будут требовать конкретную позицию и уже требуют.
В частности, заявление Джона Керри о том, что в борьбе с ИГ самым важным партнером является Египет, уже серьезный месседж в адрес Турции.
В связи с этим внешняя политика Анкары оказалась в сложном положении. К факторам, осложняющим ситуаицю, относится наличие турецких заложников в руках ИГ. К тому же Анкара потеряла много от санкций против Ирака (около 100 млрд. долларов), и это не было компенсировано со стороны Запада. Поэтому, вовлекаясь в конфликт с ИГ, Анкара может оказаться в незавидном положении.
Также тяжело Турция пострадала в результате конфликта в Сирии. Еще в самом его начале Эрдоган старался показать себя большим католиком, чем папа Римский. Тогда страны Запад отошли в сторону и составили его один на один с Сирией, что нанесло тяжелый ущерб экономике Турции.
- Как известно, Иран отказался сотрудничать с коалицией в борьбе с ИГ. С чем это связано?
- Я думаю, что у Ирана схожая с Турцией позиция. Он хочет дистанцироваться от этого конфликта. Хотя я уверен, что позиция Тегерана в отношении ИГ полностью совпадает с позицией Вашингтона. Заявления, о том, что именно американцы создавали ИГ и тому подобные структуры, значительно преувеличены. Такие организации в большей степени являются продуктом регионального производства. США, как и другие западные страны, поддерживали все вооруженные группировки, воюющие с режимом Асада, в том числе и ИГ. Но это вовсе не означает, что на сегодняшний день эту террористическую армию можно оставить без внимания. Позиция Ирана в этом смысле направлена на то, чтобы страны Запада с Тегераном не много поторговались и в ходе торгов добиться определенных скидок по другим региональным вопросам. Ведь американо-иранские отношения все еще напряжены. Поэтому Иран пытается умело манипулировать и выжать максимум возможного из сложившейся ситуации.
С другой стороны нельзя сказать, что Иран не заинтересован в уничтожении ИГ. Рано или поздно Тегеран будет вовлечен в этот конфликт. Стоит ИГ начать массово уничтожать шиитов в Ираке, как Иран уже не промолчит. Иначе это разрушит идеологическую основу тегеранского режима.
- Запад собирается вовлечь в коалицию сирийскую оппозицию, помочь ей в борьбе с ИГ, но при этом и речи не идет о сотрудничестве по этому вопросу с режимом Асада…
- Запад не заинтересован в усилении режима Асада, так как это автоматически приведет к усилению позиций России в регионе и иранского фактора. В дальнейшем с усилившимся таким способом Ираном вести переговоры будет еще сложнее. С другой стороны, усилившийся Асад уничтожит любую оппозицию в своей стране и с ним также станет намного сложнее вести переговоры. Нынешняя ситуация некоего баланса в Сирии между правительственными войсками и оппозицией более или менее отвечает интересам стран Запада и менять ее они не хотят.
- Какими вы видите перспективы ИГ в условиях, когда усиливается сопротивление мирового сообщества его попыткам создать халифат?
- У этой организации изначально не было никаких перспектив в силу применения им бесчеловечных методов. Конечно, ИГ может держать в страхе определенные региона Ирака, которые она оккупировала в результате слабости режима Багдада. Но уже в Сирии ИГ не смогла добиться крупных успехов. Тем более, что у них уже насчитывается много врагов, в том числе и очень могущественных, против которых ИГ не сможет выстоять.
- Угрожает ли конфликт вокруг ИГ Азербайджану?
- Угрожает, но только косвенно. К сожалению, в рядах ИГ и других террористических группировок воюет много азербайджанцев, если сравнивать общую численность азербайджанцев по отношению к численности мусульман всего мира. Мы, составляем всего 0,5% от численности всех мусульман мира и в этом соотношении, количество азербайджанцев-участников террористических группировок превышает квоту в несколько раз. Это несет в себе некоторую угрозу нашей стране, особенно когда они возвратятся.
Роман ТЕМНИКОВ
[email protected]
banner

Советуем почитать