• пятница, 19 Апреля, 11:50
  • Baku Баку 13°C

В угоду амбициям

09 сентября 2014 | 11:03
В угоду амбициям
Руководитель международной правозащитной организации, печально известной в Азербайджане своими откровенно антиазербайджанскими докладами, - Freedom House Дэвид Крамер в очередной раз назвал возмутительной ситуацию с правами человека в Азербайджане и призвал ввести санкции против азербайджанского правительства. В частности, в интервью «Голосу Америки» он отметил, что не понимает причину, по которой против Беларуси и России, где меньше политзаключенных, чем в Азербайджане, введены санкции, а против азербайджанского правительства санкций еще нет.
Позицию Freedom House в интервью газете «Каспiй» прокомментировала депутат Милли Меджлиса, директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана Айтен Мустафаева.
- Если Freedom House выступает с таким заявлением, то оно содержит в себе обращение к международным организациям, которые в состоянии согласиться с введением данных санкций, проголосовать за них. В то же время такая авторитетная международная организация, как Совет Европы обсуждает резолюцию против Армении из-за нарушений этой страной международных договоренностей по прекращению огня в зоне карабахского конфликта. Что же касается сферы прав человека в Армении, то тут, как говорится, без комментариев.
В отношении антиазербайджанского заявления руководителя Freedom House хочу выразить свое сожаление в связи с его непрофессиональными и безосновательными высказываниями. Это заявление сделано без изучения обстановки с правами человека в нашей стране, а лишь ради отработки грантов или гонораров. А может быть у этого человека личные амбиции пострадали и потому он так предвзято относится к Азербайджану.
Конкретно говоря о правах человека в нашей стране, я, будучи директором Института по правам человека и депутатом парламента, общаясь с избирателями, находясь среди обычных граждан, должна сказать, что проблемы, безусловно в нашем обществе имеются. Но они все на бытовом уровне и, озвучивая их, сами люди понимают мелочность этих проблем.
Однако в сфере прав человека у нас наблюдается поступательное развитие. При этом следует учитывать, что наше государство очень молодое, ему всего 23 года и потому ошибки допустимы.
Что же говорить в этом смысле о «стариках» демократии, таких странах, как США, Великобритания, Франция и т.д. К примеру, недавние события в США, связанные с беспорядками на расовой почве. Это иначе как расовой дискриминацией не назовешь, когда полицейскими было убито несколько темнокожих подростков.
То же творится и в Европе. Что уже забыли о Брейвике? Или мы не помним кадры с разгона митингов в Великобритании, Испании, Греции? Господа, о каких правах человека тут может идти речь, когда людей жестоко избивают резиновыми дубинками, сбивают с ног струями воды из водометов, а потом их, как мешки, закидывают в машины? Это из серии поисков соринки в чужом глазу, не замечая бревна в своем.
При этом, повторяю, я ни в коем случае не хочу сказать, что в Азербайджане абсолютно отсутствуют проблемы в сфере прав человека. Проблемы безусловно имеются, но ситуация далека от аховой. Нравится это Freedom House, США или Европе, но мы - граждане Азербайджана довольны ситуацией с правами человека в своей стране. Мы видим поступательное развитие демократии, экономики, социальных вопросов. Почему же они ищут что-то негативное у нас и из искры хотят разжечь пламя?
- При этом особый акцент Дэвид Крамер сделал на якобы наличие в нашей стране более 100 политзаключенных…
- К сожалению, до сих пор международные организации не выработали единого подхода к определению самого термина «политический заключенный». В этом смысле каждая организация по-своему его трактует. К примеру, как это понимается у нас. Предположим, что мне не нравится факт наличия у моего соседа более дорогой и шикарной машины. Из зависти я могу разбить ему стекло, поджечь, взорвать ее. Естественно, что после всего этого появляется служитель закона с целью выяснить причины произошедшего. А я ему при этом грублю, хамлю, оскорбляю. После чего меня арестовывают, возможно даже бьют пару раз, чтобы успокоить и в этот момент я вытаскиваю «красный билет», удостоверяющий мое членство в какой-то политической партии. И вот, я уже заявляю о себе, как о политзаключенном.
Я не знаю, что сейчас подразумевается под термином «политический заключенный», но прекрасно помню, что это значило в советские времена. В то время политзаключенными были люди, несущие наказание за свои идеи, свободомыслие, идеологическое противостояние с властями, но никак не за разбитие витрин и поджег машин. Их называли диссидентами. Это были такие личности, как академик Сахаров и ему подобные.
А люди, которые в неразрешенном месте и в неразрешенное время организовывают нечто, подобное митингу, на котором присутствует всего лишь 30-40 человека и при этом устраивают драки, то таковых называть политзаключенными просто смешно. При этом данная группа, состоящая на 80% из молодежи, забывает, что своим буйным поведением мешает другим людям, мирно прогуливающимся, отдыхающим зачастую с детьми. Ведь мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. К сожалению, об этом почему-то забывают наши псевдодемократы от оппозиции и псевдоправозащитники.
Поэтому я однозначно могу заявить, что политзаключенных в Азербайджане нет, как нет и противостоящей властям идеологии. Даже руководители нашей страны сожалеют об отсутствии настоящей оппозиции, так как сильная оппозиция, так же как и сильная власть, служит развитию общества, укреплению государства. К сожалению, имеющаяся в Азербайджане оппозиция уже давно не в состоянии предложить ни одной новой интересной идеи, альтернативной программы развития государства. Поэтому у нас нет ни одного арестованного по этой причине. У нас и в самом деле нет политзаключенных. А ведь хочется услышать альтернативные идеи, идеологию.
- На днях в Мониторинговом комитете ПАСЕ был заслушан отчет, представленный на основании выводов по итогам визита в Азербайджан в мае этого года содокладчиков Джозефа Дебоно Греха и Педро Аграмунта. В этом отчете не содержалось критики властей, только была выражена обеспокоенность ситуацией с правами человека в Азербайджане. Какова ваша оценка этого доклада?
- Этот доклад более близок к реалиям Азербайджана. А что касается обеспокоенности в сфере прав человека, то мы все ее разделяем. У нас еще не заработало медицинское страхование, еще шатаются социальные права… Но работа в этом направлении ведется. То есть, если содокладчики имеют в виду вышеуказанные проблемы, то я с ними полностью согласна. Но если они намекают на «нарушения прав» Лейлы Юнус, то тут я с ними категорично не могу согласиться. Любое государство, хоть в Африке, хоть в Азии или Америке, будет предпринимать все возможные меры против людей, действующих на подрыв стабильности страны, ее государственных устоев, работающих на разведку других стран.
В случае с Л.Юнус я только могу выразить свое сожаление, что ею наши правоохранительные органы занялись поздно. О том, что этот человек открыто работала на иностранные организации и структуры взамен на финансовую поддержку, было известно давно.
То есть, возвращаясь к теме политзаключенных, в случае с Л.Юнус, говорить об этом смешно. Здесь нет никаких признаков борьбы за идею, готовности к самопожертвованию. Все это, видимо, осталось в первой половине XX века. А сейчас под прикрытием высоких идей идет банальное зарабатывание денег преступным путем.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать