• пятница, 29 Марта, 02:03
  • Baku Баку 7°C

Евразийская спайка

06 сентября 2014 | 11:03
Евразийская спайка

АНАЛИТИКА
Завершился первый во всех смыслах официальный визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан в качестве Президента Турции. Судя по протоколу, поездка была рабочей, но главы государств сочли нелишней демонстрацию взаимного приоритета в глазах мировой общественности. Для тех, кто подзабыл, припомню прошедший 24 апреля в Праге саммит к пятилетию программы «Восточное партнерство», где Ильхам Алиев на обвинения армян в адрес официальной Анкары прямо так и сказал: «Здесь нет представителей братской страны, но я здесь, и отвечу».
Излишни, думаю, комментарии к фразе, значащей больше, чем многочасовые брифинги и многолетние дипломатические недоговоренности.

Что связывает Азербайджан и Турцию?
Нет смысла повторять «аксиомы Гейдара Алиева и Ататюрка» о значимости этих государств друг для друга. На протяжении веков, за исключением эпохи СССР, они являются сообщающимися сосудами, а период правления Партии справедливости и развития во главе с Эрдоганом еще больше спаял их интересы. По этой причине ожидать чего-то неординарного от визита лидера братской страны, каких-то будоражащих, резких заявлений, а тем более, коренных изменений во взаимоотношениях нет смысла. Кроме того, главы обоих государств 11 и 12 лет соответственно определяют линию развития, в том числе внешней политики, что немалый срок по мировым меркам. Они уже «притерлись и заматерели», именно при них началась реализация основных транспортных региональных проектов. Этот визит дал возможность еще раз рассмотреть те проекты, которые реализуются и которые надо вводить в строй, например железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс. И проекты, реализацию которых уже пора начинать, например, Трансанатолийский газопровод (TANAP).
Более того, у обеих стран общая проблема, перенесенная «с больной головы на здоровую» - взаимоотношения с Арменией, включая решение наосточертевшего всем сторонам карабахского конфликта. Россия, когда-то переселившая армян на земли Азербайджана в целях раскола огузских племен, затем на пустом месте создала на этой же территории государство, устами руководства которого вносит сумятицу в порядок, долгое время существовавший в едином Кавказском доме. Кстати, в первые годы советской власти были попытки создания так называемой Армении на востоке Турции, однако она возникла там, где находится, по принципу «где тонко, там и рвется». Так что визит Эрдогана не мог обойти молчанием эту проблему, тем более, что о ней предстояло заявить на саммите НАТО в Уэльсе.
Нехорошая обстановка и у границ самой Турции, что не может не беспокоить и нас тоже. Санкционированное кровопускание на Ближнем Востоке в виде самопровозглашенного «халифата» захлестнуло север Ирака и Сирии. Провокации, возможно, не затихнут так скоро, как хотелоось бы, хотя «экстремисты для заклания» знают, что играть на нервах сильнейшей в Европейском секторе НАТО турецкой армии нельзя.
Предметом разговора была и обстановка на периметре границы Украины с Россией в свете желания последней восстановить свою юрисдикцию в странах бывшего СССР. Тут без согласованной линии поведения не обойтись с учетом того, что глубина вовлечения вооруженных сил РФ в виде ополченцев на территорию сопредельного, братского когда-то государства может изменить весь мировой военнно-политический баланс. Так что, думается, в этом свете, Баку и Анкара предпочли наступательный нейтралитет при условии, что у обеих стран есть что предложить России и чем заинтересовать ее политическое руководство. Признаем, что хоть отношения братских стран исключительно укрепляются, вызовы для них становятся все разнообразнее. Роль связки Азербайджан - Турция в новых геополитических условиях укрепилась в сознании мирового сообщества до такой степени, что и друзья, и соперники, и даже враги считают тандем дублем. И Алиев, и Эрдоган знают, что многие геополитические игроки годами ломают голову над тем, как бы вбить кол в их отношения, попытаться пробить братьев на прочность. У Запада, как и у России с Ираном и Китаем, арсенал средств невелик, особенно на фоне неравномерной, но последовательной интеграции в наш союз тюркских государств по ту сторону Каспия. Кроме того, даже в Москве и Ереване хорошо осознают, что США никогда не поступятся интересами Анкары, как бы очаровательно не превозносили «многострадальную Армению». Скажу больше - у американцев в Европе и союзников то настоящих единицы - Великобритания и Турция с Польшей, остальные - «братья по страху перед медведем».
Словом, уже мало осознания того, что Азербайджан с Турцией являются экономическими, военно-политическими партнерами и просто братьями, готовыми в любой момент отстаивать свои интересы с оружием в руках. Это сдвоенная единонаправленная сила, которая конкретно, невзирая на риски, способна ответить адекватно на любые вызовы, поскольку во взаимоотношениях дубля нет брешей.
Не случайно на встрече с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Реджеп Тайип Эрдоган назвал новый виток взаимоотношений «новым этапом стратегического сотрудничества». Дипломаты знают цену таким оценкам.
Единым курсом к общему знаменателю
Каким бы демонстрационным ни был завершийся визит главы турецкого государства в Баку, как бы декларативно ни вели себя стороны, обсуждать было что и помимо упомянутых проблем, связанных с непосредственной безопасностью. Официальный Баку принял и задействовал Государственную Программу «Азербайджан - 2020-й год: взгляд в будущее», потому думается, что приспело время разработать аналогичный, но более пространный документ совместно с Турцией, наметив общий курс до конца нынешнего десятилетия.
Впереди Турцию и Азербайджан ожидают непростые годы. Для Турции это продолжение внутриполитических реформ и трансформация сложившейся политической системы, для Азербайджана это сохранение и упрочение своего независимого курса на фоне сильной политической турбулентности в региональных и международных делах. Обе страны отдают себе отчет в том, что без тесной координации усилий в решении становящихся все более общими проблем внешней и внутренней политики им не обойтись. Нужна новая, «спаянная» стратегия действий. И о разработке этой стратегии, скорее всего, зашла речь на встрече двух лидеров.
Взять, к примеру, турецко-армянские отношения, скорее, их декларативное отсутствие. Они двусторонние, судя по дипломатическому словарю. Но как понимать тогда приглашения Саргсяна для участия в торжествах по поводу 100-летия вымышленного «геноцида армян», разосланные лидерам Западных и некоторых мусульманских стран, как понимать агитацию этого торга со стороны Папы Римского, «обеспокоенность» Франции и некоторых других государств. Это же «все на одного» получается.
Так что Азербайджан не может быть безучастным в данном вопросе, тем более, что Турция не намерена давать старт официальным отношениям с Ереваном до вывода армянских вооруженных сил из оккупированных наших территорий. Зарубежные наблюдатели много могут говорить об армяно-турецких отношениях и о том, что Турция попытается в одиночку разрешить конфликт, возьмет курс на односторонние действия в этом вопросе, без учета интересов Азербайджана. Это невозможно хотя бы потому, что станет первым клином в спайке единого международного организма. Более того, лидеры двух стран слишком хорошо знают друг друга, чтобы пренебрегать доверительными отношениями и игнорировать интересами друг друга в столь деликатном деле.
И таких проблем, где важно участие сдвоенных сил, немало, и их необходимо решать. Однако любые решения только тогда оправданы, когда они продиктованы учетом интересов всех сторон. Так что ни о каких односторонних посильных действиях на международной арене не может быть и речи, даже при наличии некого фактора давления извне. Есть лишь общая заинтересованность Анкары и Баку сдвинуть с мертвой точки решение имеющихся у них проблем, среди которых отношения с Арменией самые показательные, но не самые непреодолимые. Но для этого необходимы и усилия с противной стороны, включая Ереван.
Что касается склонения оппонента, тем более такого, в принципе, непритязательного, как Армения, к более конструктивной позиции, думается, у наших стран есть немало что сказать и показать положительного подставным недругам. Проблема в том, что их хозяева чуть что показывают им «желтую карточку» с угрозой «отдать на съедение тюркскому волку». Лидеры Азербайджана и Турции неоднократно призывали и армян, и тех, кто над ними, отойти от стереотипов, продиктованных мифологизмами прошлого. «На дворе XXI век, эпоха глобализации, миру пора объединяться перед лицом общих вызовов современности, не время играть тотемами и мыслить зооморфными категориями», - говорят они непонятливым оппонентам, у которых вообще нет ни аргументов для споров, ни ресурсов для практического противодействия. Это как в мультике про доброго цивильного кота Леопольда, который давно забыл о мышиной возне и о запахах, манящих его предков. Но те ведь не дремлют, и инстинктивно, невзирая на микроскопические размеры, донимают его примитивными рефлексиями типа «выходи, подлый трус». Все знают, чего добились серенькие создания - Леопольд вынужден был временно озвереть, приняв таблетку и напугать их до смерти дедовскими методами. Нам оно надо?
Минули времена, когда Турцию рассматривали исключительно в качестве южноевропейского щита НАТО, а Азербайджан - как кузницу нефтяных кадров и «всесоюзный огород» СССР. Ветер перемен развеял закостенелые представления о диспозиции геополитических сил, так что в ту реку уже не ступишь, потому как ее нет. Берега ее затопило наносами современных вызовов, и уже не ясно, с какого внешнеполитического направления ждать подвоха. Разве что, опять повторюсь, надежен тыл Азербайджана со стороны братского государства.
Баку и Анкара продолжают строительство стратегии, исходя из единых позиций. Внешнюю политику Турции, как известно, озвучил в пору премьерства Эрдоган, заявив принцип «ноль проблем с соседями». Как известно, для развязывания узла (кроме Гирдиева, разумеется) меч Македонского не годится. Тем более, что прошло около 100 лет с развала Османской империи, британцы сделали немало для осложнения отношений Турции с арабами, французы и русские - для осложнения ее отношений с армянами и курдами, не говоря об историческом противостоянии Ирана и Турана. Для достижения нулевого уровня проблем братской стране придется преодолеть немало отмелей и заводей, болотистой местности и стремнины. Там, где надо, Азербайджан готов не только помочь советом, подставить плечо, но и оказать более осязаемую и запоминающуюся эфективную поддержку.
В отношениях Турции и современного Азербайджана нет и намека на дистанцию между старшим и младшим братом. Наша страна для близкой по духу державы становится не просто равноправным стратегическим партнером в равной весовой категории. В этой связке за Турцией контроль позиций на западном и восточном, за Азербайджаном - на северном и южном направлении. Не знаю, что скажут по этому поводу политологи, но политики считают, что все возвращается на круги своя, и геостратегическое влияние на весь Кавказ невозможно без веского слова тюркских государств.
Более того, надо по-новому взглянуть на заявление Президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что «азербайджано-турецкие связи и сотрудничество уже не вмещаются в региональную плоскость, а с годами, с усилением наших стран наши возможности влияния еще более расширятся».
Не берусь комментировать эти по сути дальновидные слова, рассчитанные на все мировое сообщество, но над ними стоит подумать и строптивым соседям, и самоотстранившимся близким этнически странам, и друзьям, и, вообще, всем, кому важны и дороги интересы в евразийском регионе.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать