• пятница, 29 Марта, 05:37
  • Baku Баку 7°C

Территория опережающего развития

30 апреля 2021 | 17:18
Территория опережающего развития

КОНТЕКСТ
В сердце и памяти многих из нас регион Карабаха запечатлен особенной картиной, а потому его восстановление по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева ассоциируется не иначе как с реставрацией мирового шедевра.
Основанием для оптимизма может служить недавняя его поездка вместе с членами семьи в Джабраильский и Зангиланский районы, освобожденные осенью прошлого года от армянских оккупантов. Хотя в данной ситуации стоило бы не употреблять это понятие, распространенное в дипломатической среде, так как речь идет не просто о захватчиках чужой территории, а о вандалах, целью которых на протяжении более четверти века было разграбить на скорую руку все, что плохо лежит.
Как сказал глава государства в ходе поездки в Зангилан при виде неухоженной, хотя и прекрасной природы: «Необходим строжайший контроль, чтобы нашей природе не был нанесен впоследствии ущерб. Хотя армяне посягнули и на нашу природу, уничтожив 54 тысячи гектаров лесных полос. Вырубили, вывезли и продали. Но мы восстановим все леса».
Слово Президента - закон, а потому мы верим, что совсем скоро в регионе будет новая жизнь - не в пример нынешнему запустению.

Всем миром

Произведения бывшего генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева «Возрождение» и «Целина» вызывают немало эмоций у пересмешников, но это и образец того, как следует обществу мобилизоваться для решения стратегических задач. Для Азербайджана освобождение и восстановление Карабаха - вопрос не только амбиции и самоотдачи, но и показа «товара лицом», чтобы мировая общественность, включая недоброжелателей, знала, насколько приоритетно решение миссии, раньше казавшейся невыполнимой.
В связи с этим особо стоит отметить подписанный главой государства январский указ, о назначении специальных представителей Президента в Карабахе, на освобожденных от оккупации территориях, и этот документ уже наполнен содержанием в виде конкретных дел: на разминированных землях строят дороги, возводят электрические подстанции, прокладывают трубопроводы. Да что там инфраструктура, при поддержке государственных структур по итогам всенародного опроса возникают жилые поселки - большинство азербайджанцев, проживавших в прошлом на этих территориях Карабаха, пожелали вернуться обратно.
Возвращаться, впрочем, пока по большому счету некуда, особенно для тех, кто обосновался за четверть века в столице и привык к ее особому комфорту. Но это нам так кажется, для тех же, кто хотел просто прикоснуться к веками обживаемой, но в одночасье потерянной земле предков, это просто счастье - глава государства фактически сделал реальностью их грезы, хотя от большинства городов и сел остались одни названия и бескрайние поля, которые сейчас во власти саперных групп.
Так что не только правительство, но и все граждане (армяне - тоже, где-то в глубине души) уверены: активное обустройство не семи, как думалось, а девяти районов, включая Ходжавенд и Шушу, позволит вскоре превратить весь без исключения Карабах в драйвер экономического развития всей страны. И если кто-то считает, что в репатриации заинтересованы в основном небогатые граждане, мы их слегка разочаруем - были бы кости, а мясо нарастет, что в переводе означает: если раздастся за околицей детский смех и будет сыграна первая свадьба, через пару-тройку лет появится там и реальный достаток.
Заслуженную народную эйфорию не омрачает даже то, что пока Карабах - это поселения-призраки с полностью разрушенной инфраструктурой. К примеру, до первой Карабахской войны, вплоть до лета 1993-го, Агдам был одним из крупнейших районов всего Южного Кавказа, где процветали ремесла, музыкальная жизнь и, понятно, торговля, а также производился знаменитый на весь Советский Союз одноименный портвейн.
Сейчас город лежит в руинах: каменные остовы домов, выжженная земля и торчащая то тут, то там ржавая арматура. Единственным уцелевшим к настоящему времени зданием оказалась мечеть, а признаком жизни - стая бродячих кошек и собак, сбившихся вместе у недавно появившейся здесь военной заставы. Поэтому делом чести является скорейшее образцовое восстановление, с приведением того же Агдама в соответствие с социально-экономическим развитием всей страны, более того, это будет территория опережающего развития.
И не случайно уже в этом году правительство выделило из госбюджета на восстановление освобожденных территорий 2,2 млрд манатов - это с учетом пандемии и стартовых позиций, а по мере разминирования сумма удвоится, затем последуют совсем другие шаги, требующие капитальных затрат иного порядка. Так что, разумеется, и упомянутая сумма - только вершина айсберга, так как она не включает стоимость проектов, осуществляемых государственными компаниями, финансируемыми различными фондами, и, конечно же, иностранные правительственные и частные инвестиции.

Дружественный жест

В том, что регион ждет большой приток финансов, у нас никто не сомневается. Уже к следующему году разминированная часть Карабаха обещает стать одной большой стройкой, так что этот сектор - беспроигрышный вариант на следующие десятилетия.
Но тут есть еще один момент: в программе восстановления будут принимать участие компании тех стран, которые на протяжении многих лет не просто «мило улыбались», но были целиком и полностью на стороне торжества международного права. Это значит, что, например, французские фирмы к нам точно не попадут, хотя бы потому, что и их президент Эммануэль Макрон, и его предшественники сделали все, чтобы защитить интересы армян. Зато братская нам Турция, а также венгры и другие представители тюркского мира могут вполне рассчитывать на победу в правительственных тендерах. Справедливости ради скажем, что таких же привилегий заслуживают итальянцы, израильтяне, объективно принявшие сторону справедливости русские и британцы.
Так что восстанавливать Карабах будут исключительно подрядчики из дружественных стран, тем более что в данном случае нет смысла начинать с нуля - в декабре прошлого года правительство уже начало планирование восстановления инфраструктуры на освобожденных территориях. Кроме того, 21 декабря в парламент передан проект государственного бюджета на этот год, а в сообщении Минфина АР указано, что особенностью документа является акцент на восстановление освобожденных территорий. Приоритетом же является создание здесь социальной, экономической, энергетической, коммунальной, транспортной инфраструктуры, условий для проживания и деловой активности граждан, которые вернутся на свои земли.
Министр экономики Микаил Джаббаров сообщил, что соответствующие структуры правительства уже разработали социально-экономическую концепцию восстановления освобожденных территорий Азербайджана. На ее основе, кстати, уже утверждены и внедрены правовые, финансовые, экономические льготы. Часть восстановительных работ уже начата, это прежде всего касается строительства дорог - автомобильных и железных.
И пусть в данном контексте ни для кого не выглядит сенсационным предложение Президента Ильхама Алиева руководству Армении об экономическом сотрудничестве. «Все страны региона, участвующие в этой платформе, только выиграют. Есть традиционное турецко-азербайджано-грузинское союзническое партнерство, есть трехстороннее сотрудничество с Россией и Ираном, так что мы можем обобщить все эти платформы, объединив в единое целое. И если руководство Армении сделает правильные выводы из войны, откажется от своих необоснованных претензий и заглянет в будущее, они могут занять свою законную нишу в рамках совместной платформы. Мы открыты для этого, так как вражда между двумя странами должна прекратиться, мы должны закрыть эту страницу и положить конец этой вражде», - сказал глава государства.
Но на другом полюсе мы видим, что прорастают семена перманентной вражды, на примере того, как у Азербайджана и Турции ухудшаются отношения с Арменией и Францией. Причиной тому стала надуманная резолюция «Защита христианских общин Европы и Востока и армянского народа», принятая 3 декабря Национальной ассамблеей Франции по поводу военных действий в Карабахе. В этом документе Баку и Анкара подверглись незаслуженной критике по принципу «христиане, кто бы они ни были, всегда правы». Помимо этого, депутаты посоветовали правительству Франции признать так называемую «НКР» в качестве независимого субъекта международного права.
Между прочим, бизнес дружественных нам стран преимущественно обязался работать с приоритетом восстановления экономики, не выставляя прибыль на первый план, и когда около сотни авторитетных частных компаний спросили о льготах, которые они хотят в обмен на инвестиции, все как один заявили: нам ничего не нужно, кроме временного послабления налогового бремени.
Ударными темпами
По оценкам директора Института экономики Национальной академии наук, профессора Назима Иманова, полное восстановление возвращенных территорий обойдется примерно в 100 млрд манатов ($69 млрд) в ближайшее десятилетие. Даже для страны, которая благодаря нефтегазовому сектору имеет достаточно комфортный уровень финансовых резервов, сумма гигантская. Особенно с учетом тех вложений, которые нужны прямо сейчас на восстановление городов за пределами Карабаха, пострадавших в ходе последнего конфликта с Арменией.
По официальным правительственным данным, осенью прошлого года на один только город Тертер, не говоря об окрестных селах, упало более 16 тыс. снарядов. Пострадали не только школы и другие объекты социальной инфраструктуры, но и жилые дома - порядка 700 семей непосредственно затронула беда. А это значит, что тем, кто полностью лишился домов, за государственный счет строят новые здания и дают еще порядка $10 тыс. на мебель и домашнюю утварь - то есть это дополнительные затраты к тем, что выделены на восстановление освобожденных земель.
Есть еще один момент: начиная с 10 ноября более сотни человек, включая мирных граждан, а также саперов из Азербайджана, Турции и России, уже подорвались на минах, что вынудило прокуратуру категорически запретить посещать возвращенные территории под страхом уголовного наказания. Кроме того, это дополнительные расходы на фоне того, что армяне отказываются предоставлять карты минных полей.
Более всего пострадали сельскохозяйственные угодья, так как армяне, понатыкав противотанковые и противопехотные мины, не задумывались, насколько эти земли будут пригодны через десятилетия. Напротив, они думали, что плодородные почвы региона так и останутся буфером, гарантирующим оккупацию. То есть разминирование может занять еще до 10 лет, а это значит, что весь этот период фермеры из числа переселенцев не смогут заниматься там сельским хозяйством.
Семь районов - это более 7,5 тыс. кв. км земли, с которой в 1990-х бежали более 600 тыс. азербайджанцев. Порядка 60% из них традиционно занимались земледелием, и именно этим большинство потенциальных репатриантов хотят заниматься вновь.
К примеру, жители Лачинского района были расселены по 70 районам Азербайджана, и за прошедшие три десятилетия многие из них успели прирасти к городской среде. Удастся ли вернуть их обратно даже при наличии всей социальной инфраструктуры, домов и рабочих мест, большой вопрос. Но пока горячее стремление подавляющего большинства переселенцев вернуться на земли, откуда им пришлось уходить четверть века назад, воспринимается ими в качестве аксиомы.
Возвращение к истокам
Буквально вчера общественная организация «Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики» официально обратилась к гражданам страны, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Сменив название, она стала Общественным объединением «Возвращение в Карабах». И в этом большой стратегический смысл, так как и армяне этого региона являются нашими согражданами, а потому пришло время, когда надо трансформировать бывшего врага хотя бы в противника, с перспективой превращения в доброго соседа. Для этого нужны, конечно, время, определенные подходы, соответствующие инструменты, которые позволили бы это осуществить. То есть действовать надо с учетом взаимной выгоды, региональной взаимозависимости, взаимной поддержки, политической воли и права на выбор.
Недавняя история наглядно показала, что если бы не вмешательство извне вооруженных дашнаков, запугивающих местное население, мирные армяне вполне способны адаптироваться к условиям совместного проживания. Имеет ли сегодня такую волю руководство Армении? Думается, нет, но оно и не обязательно, так как не ему решать судьбу армян Азербайджана, а им самим.
Тем более что блистательной победой нашей армии и нашего народа Отечественная война, пожалуй, раз и навсегда завершила военную фазу карабахского конфликта. Наступил тот самый постконфликтный период, на который были нацелены наши проекты. Именно сегодня они особенно нужны, потому что в них - инструменты, направленные на обеспечение совместного благополучного проживания всех наций и народностей нашей страны, для которой мультикультурализм является нормой жизни.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать