
Пашинян едет в Москву на «смотрины»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Церемония «смотрин» перед назначением на высокую должность берет начало еще со времен существования СССР. Особенно это касалось союзных республик, когда «назначенцы» просто обязаны были приезжать в Москву, на Старую площадь, где располагался Секретариат ЦК КПСС, для окончательного утверждения.
С распадом СССР эта практика канула в Лету. Отныне каждая республика сама решала, кого и куда назначить без какого-либо согласования с Москвой. Однако так происходило не везде. Например, в Армении.
Как пишут сегодня армянские СМИ, если до 1998 года Ереван и мог демонстрировать независимость, поскольку Тер-Петросян был выбран президентом путем всенародного голосования и ничем, в принципе, Москве обязан не был, то после его свержения ситуация кардинально изменилась. Ибо и Кочарян, и Саргсян ради сохранения власти легко согласились «лечь» под Россию и даже послов в тех или иных странах назначали после согласования их кандидатур с Москвой.
На круги своя...
После прихода к власти в Армении Никола Пашиняна в результате бархатного переворота, который произошел вопреки желаниям Кремля, казалось бы, Армения должна была избавиться от унизительной и порочной практики «смотрин» в России. И если поначалу Пашинян назначал на высокие должности тех, кого хотел, не особо считаясь с мнением Первопрестольной, то теперь он сам направляется в Москву на «смотрины» с целью получить благословение на власть.
Итак, на 7 апреля в Москве запланирована встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина. Как считают армянские аналитики, этот визит напрямую связан с тем, что на 20 июня в Армении назначены парламентские выборы, итоги которых предопределят, кто и как будет править страной в ближайшие пять лет. Причем ранее и представители Кремля, и представители Пашиняна убеждали всех, что предстоящие выборы не повод для встречи лидеров двух стран. Так что же изменилось за эти дни?
Дело в том, что Пашинян не уверен не столько в своей безоговорочной победе, сколько в том, что Кремль позволит ему победить. И отправляясь в Москву, он хочет заручиться поддержкой лично Владимира Путина. Армянские политологи в этой связи бьют тревогу: понимает ли Никол Воваевич, чем для него и Армении обернется эта поддержка? Ведь Путин - далеко не альтруист и, в отличие от отношения к Кочаряну и Саргсяну, отнюдь не дышит благосклонностью к Пашиняну. Стало быть, «народному» премьеру придется чем-то пожертвовать ради благосклонности российского лидера и победы на выборах. Эксперты полагают, что расплатой за это будет «свобода рук во внешней и внутренней политике, при назначениях на высокие посты в правительстве, а также жертвование остатками независимости Армении и «Арцаха». Мол, такова расплата за поддержку Москвы.
Вместе с тем Пашинян, согласно последним опросам общественного мнения, по-прежнему является фаворитом предстоящих выборов. Хотя бы потому, что сегодня альтернативы ему в Армении нет. Однако «он все равно едет на «смотрины» и на поклон к Путину. Ну, хорошо, что хоть не к Эрдогану и Алиеву», науськивают соплеменников реваншистски настроенные круги.
Оганян под знаменами Кочаряна
В это время в стане «бывших» царит оживление в связи с предстоящими внеочередными парламентскими выборами. Они уже не просто мечтают о политическом реванше и возврате во власть, но даже беззастенчиво примеряют на себя те или иные высокие должности в правительстве.
Так, второй президент Армении Роберт Кочарян, активно готовясь к парламентским выборам, уже приступил к составлению предвыборного списка, включая туда авторитетных и статусных, по его мнению, людей. По данным СМИ, он хочет получить по возможности солидный список. Так, в числе претендентов называются имена небезызвестного Юрия Хачатурова, а также бывшего вице-премьера Армена Геворкяна.
Пришел в движение и бывший министр обороны Сейран Оганян, изгнанный со своего поста его близким другом и соратником Сержем Саргсяном за многочисленные упущения во вверенном ему ведомстве. В беседе с журналистами он заявил, что «если Роберт Кочарян пригласит присоединиться к его команде и участвовать в досрочных выборах, то я приму это предложение». Однако люди помнят, что именно при Оганяне в армянской армии расцвели все те пороки, избавиться от которых она не может до сих пор. Это и масштабная коррупция, и вседозволенность офицерского состава, криминальные понятия и отношения, сокрытие боевых и небоевых потерь. При этом ни Кочарян, ни Саргсян никак не реагировали на стремительное обогащение Оганяна - то ли в силу боевой дружбы, то ли получали половину из того, что начальник Генштаба, а затем министр обороны Сейран Оганян смог выкачать из вооруженных сил этой варварской по сути страны.
Впрочем, долго безнаказанно грабить армию государства, находящегося в состоянии войны, просто невозможно. И Оганяну пришлось ответить, когда во время апрельской четырехдневной войны вдруг выяснилось, что армянская бронетехника не может двинуться с места, так как офицеры и солдаты слили из них топливо и заправили водой. Это топливо было распродано, что принесло военным немалый доход. Тогда же достоянием общественности стала информация о том, что у армянских солдат на передовой нет ни нормального вооружения, ни питания, ни элементарных средств гигиены. Да и победоносное продвижение азербайджанских войск вглубь захваченных врагом территорий стало неприятным сюрпризом для армянского общества.
На волне общественного недовольства, спасая свою шкуру, Саргсян вынужден был расстаться с министром-коррупционером Оганяном. И вот тогда-то Оганян и затаил злобу на Саргсяна за отлучение от «кормушки».
Теперь Оганян мечтает вернуться в правительство... в обойме Кочаряна. Правда, эксперты считают, что у Оганяна никаких шансов на это нет, поскольку тысячи солдатских матерей, потерявших своих сыновей в небоевых условиях в армии в ту пору, когда ею командовал Оганян, вряд ли отдадут голоса за человека, чьи руки по локоть в крови их детей. Да и Кочаряна вряд ли устроит поддержка такого человека, как Оганян, в решающем противостоянии с Пашиняном.
И все же Никол Пашинян, памятуя о прежних геополитических ошибках, решил не рисковать и отправиться на поклон в Первопрестольную. Таким образом, не оставив ни малейшего шанса Кочаряну на реинкарнацию.
Тамилла НУРИЕВА
|