• суббота, 20 Апреля, 09:45
  • Baku Баку 14°C

В рабочем режиме

17 мая 2019 | 19:57
В рабочем режиме

РЕГИОН
Новый премьер-министр Ирака Адель Абдель-Махди один из первых официальных визитов совершил в Анкару, и это неспроста. Деятельность его правительства напрямую увязана с вопросами безопасности, и тут ему было что обсудить с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Есть взаимопонимание

На совместной пресс-конференции по итогам переговоров были озвучены приоритеты партнерства, из которых следует, что братская страна получила-таки не только де-факто, но и де-юре карт-бланш на выкуривание террористов радикальной организации «Курдская рабочая партия» (КРП) из приграничной горной гряды Гандиль, что в Междуречье. Говоря об этом, Эрдоган заявил, что стороны приняли решение о целесообразности заключения турецко-иракского расширенного договора о военном сотрудничестве и в сфере безопасности. Кроме упомянутой структуры, а также так называемого «Исламского государства» (ИГ) сопредельные государства намерены бороться также с движением проповедника Фетхуллаха Гюлена, представители которого периодически проникают в Стамбул для промывки мозгов молодому поколению.
Еще один важный вопрос касается скорейшего возобновления работы нефтепровода Киркук-Джейхан, поврежденного боевиками ИГ, на право владения которым долгое время претендовало руководство курдской автономии Ирака.
И главный вопрос, ради решения которого, собственно, и приехал Махди, - восстановление инфраструктуры и развитие регионов Междуречья, особенно тех, что более всего пострадали от оккупации «черной саранчи». И тут для официальной Анкары альтернативы нет, так как если она откажется принимать участие в переформатировании экономики соседней страны, позже этим может заняться либо Китай, что не есть хорошо, либо, что еще хуже, - Иран, который уже перехватил торговый коридор, простирающийся до юга Ирака.
Кроме того, долгосрочная политика должна опираться на стремление способствовать политическому единству, территориальной целостности, стабильности и безопасности государства, находящегося в непосредственной близости. В противном случае возникнет хаос, появятся тучи беженцев, а у границ активизируются тысячи неподконтрольных и хорошо вооруженных, понятно кем, натренированных американскими инструкторами бандитов, и постсаддамовская история Междуречья является наглядным примером того, как некогда процветающая страна может быть поделена между пятью основными политическими блоками, созданными на этнической и конфессиональной основе. А если к этому добавить еще и «спящие» ячейки ИГ, кое-где активизирующиеся по ночам, тут и вовсе легко представить, сколь тяжелую головную боль желает преодолеть Эрдоган и его команда.
Так что если ему удастся, хотя бы наполовину решить задуманное, в перспективе можно обмозговать и наращивание двусторонних торгово-экономических связей, имеющих многовековую историю. Кстати, даже после оккупацией американцами Ирака 16 лет назад турецкие инвесторы продолжали сотрудничество с этой страной, внося посильный вклад в ее восстановление.
Эрдоган отметил, что Турция и Ирак намерены довести объем взаимного товарооборота до 20 млрд долларов. «Мы в значительной степени приблизились к этой отметке, но даже торговый оборот в 20 миллиардов долларов не является достаточным для наших стран», - констатировал он, добавив, что тема расширения товарооборота между двумя странами будет включена в повестку дня заседания Стратегического совета высокого уровня Турция-Ирак, а также предстоящего в этом году визита президента Турции в Ирак.
Сближение позиций
Как видим, намечается сближение позиций Анкары и нового правительства Ирана по целому ряду вопросов. Кроме того, на днях стало известно, что по примеру Турции Ирак также хочет купить российские зенитно-ракетные комплексы С-400 («Триумф»), о чем недавно заявил в Москве посол этой страны в России Хайдар Мансур Хади. Правда, письменной договоренности или согласования возможных сроков подписания контракта пока не существует, да и у курирующих эту территорию американцев есть рычаги для давления на позицию Багдада. Но времена меняются, и в будущем, в случае если местное правительство решит закупить эти системы, это будет его суверенным правом.
Кстати, в мае прошлого года бывший глава комитета парламента Ирака по обороне и безопасности Хакем аль-Замли тоже заявил о желании Ирака купить С-400. Он объяснил намерение Ирака обладать системой для защиты своей земли и воздушного пространства. «Мы серьезно относимся к этому… однако США не хотят снабжать нас собственными системами, которые обеспечат всеобъемлющую защиту нашей территории и воздушного пространства… но хотят, чтобы мы были открытой ареной для реализации их планов. Вот почему Ирак должен иметь собственные (зенитные) системы, и мы имеем право их получать», - пояснил Замли.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспий» глава Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, посол Хайдар Хади всегда придерживался достаточно четких указаний МИД своей страны:
- Скорее всего, заявление, с которым он выступил, продумано, и за него несет ответственность не лично дипломат, а центр. Любые заявления по С-400 достаточно противоречивы. Сейчас их можно сопоставить с ситуацией по выводу американского дипломатического корпуса Ирака. Возможно, эта тема - предмет игры между Москвой и Вашингтоном. Заявление достаточно серьезное, и прозвучало оно не обязательно с прицелом на Кремль, скорее - на Белый дом, чтобы попытаться привлечь его внимание и показать, что у Багдада есть возможность для балансирования.
Не стоит упускать из виду и то, что иракский бюджет сверстан и согласован, и в нем выделения средств на системы ПВО не предполагалось, так как до сих пор ключевыми угрозами были внутренние, а не внешние вызовы. Кроме того, Междуречью для борьбы с терроризмом и усиления безопасности на сирийско-иракской границе необходимы другие вооружения, в частности беспилотники, танки, военные автомобили, вертолеты, а не С-400.
Впрочем, теоретически вопрос о приобретении С-400 мог быть поставлен на последней, апрельской российско-иракской межправительственной комиссии. Правда, информационные ресурсы пока не сообщали об обсуждении этого вопроса, так что это либо давно скрывают, либо модная тема сейчас используется в контексте нынешней обстановки в регионе и эскалации американо-иранских отношений.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать