• пятница, 29 Марта, 04:25
  • Baku Баку 7°C

Вперед… в первобытный строй

19 июля 2014 | 11:30
Вперед… в первобытный строй

Интервью газеты «Каспiй» с депутатом Милли Меджлиса, директором Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана Айтен Мустафаевой.
Выделение Агентством США по международному развитию (USAID) на развитие независимых СМИ в Азербайджане фантастической суммы в 2,4 миллионов вызвал широкий резонанс. В связи с этим в прессе особо подчеркивается короткий срок (30 июня - 7 июля 2014 года), а также отсутствие информационной прозрачности о конкурсе. Даже самые опытные НПО не могут за неделю написать проект по освоению столь внушительной суммы.

Еще один немаловажный нюанс состоит в том, что СМИ не было оповещены по поводу гранта. Другими словами, США объявили о выделении гранта на развитие медиа в Азербайджане, а те, в свою очередь находятся в полном неведении по этому поводу.
По некоторым данным, офис USAID месяцем ранее успел уведомить о предстоящем конкурсе несколько прозападных организаций. А прозрачность информации ограничилась тем, что на одном из сайтов, на малозаметном месте было опубликовано соответствующее объявление.
- Как вы расцениваете тот факт, что USAID выделил грант на поддержку оппозиционных СМИ в Азербайджане в размере 2,4 миллиона долларов, но в то же время приостановил финансовою помощь Конфедерации юристов Азербайджана, возглавляемую Али Гусейнли, в виде гранта в размере 1,5 миллиона долларов после протестов отечественных оппозиционеров по поводу того, что это Конфедерация - проправительственная структура?
- Данный шаг уже не в первый раз ставит под сомнения ценности а-ля «прав человека» в Европе и мире в целом. К сожалению, это носит выборочный характер. В озвученном вами конкретном случае мы имеем дело с двумя аспектами. Во-первых, речь идет об «оппозиционной прессе» Азербайджана, о которой я в последние годы ничего не слышала. Во-вторых, если американцы знают о ее существовании и поддерживают ее финансово, тогда на каком основании отказывают в поддержке Конфедерации юристов? Ведь юристы - это те же правозащитники, адвокаты и судьи, которые будут выносить решения по тем или иным вопросам, исходя из ценностей прав человека. Таким образом, поведение USAID носит алогичный характер и не поддается никакому анализу.
Более того, здесь мы сталкиваемся с проявлением двойных стандартов. И это не единственный случай. То есть, не только USAID склонна к двойному стандарту. Вообще у меня сложилось такое впечатление, что весь мир охватил двойной стандарт. А говоря по другому, это лукавство: когда мне выгодно я назову это белым, в другом случае - черным.
- Где еще приходится сталкиваться с двойными стандартами?
- Двойные стандарты мы видим в большой политике. К примеру, когда России необходимо очистить свою территорию от боевиков и террористов, то проводимая ее армией операция называется восстановлением конституционного строя. Но Азербайджану не позволяется провести аналогичную операцию у себя на территории и восстановить конституционный порядок. Та же Россия претендует на территорию соседней страны, отделяя от Украины и присоединяя к себе Крым, а параллельно с этим, Москва борется против сепаратизма и не дает возможность отделиться той же Чечне. Как же понимать такой поведение страны, именующей себя великой державой? Хотя великими державы именуются не только за свой большой аппетит, но и уровень законопослушания. А создавать анархию вокруг себя в сфере международного права и при этом поддерживать порядок внутри страны можно только в условиях жесткого правления. Это мы как раз видим на примере России, где деятельность СМИ находится под бдительным контролем.
- Что вы можете сказать по поводу двойных стандартов в Европе?
- В Европе яркий пример двойных стандартов демонстрирует колыбель прав человека - Франция. О какой свободе слова можно говорить в этой стране, если там под страхом уголовного наказания запрещено подвергать сомнению «геноцид армян»? Где здесь логика? Где приверженность общечеловеческим ценностям? Где толерантность, мультикультурализм, поликонфессиональность, если вспомнить норвежские события? При этом я не могу сказать, что в ответ на норвежские события по всей Европе прокатилась волна протестов. Этого не было просто потому, что вся Европа такая. На вид матушка Европа слишком тихая, но, как известно, в тихом омуте черти водятся. Азербайджан в этом отношении сильно отличается от Европы, причем в лучшую сторону. Наша страна славится своим мультикультурализмом, полиэтничностью и поликонфессиональностью. И мы тут не рисуемся, просто у нас так исторически сложилось. Когда мои родители учились, да и в мои школьные годы, никому из нас и в голову не могло прийти поинтересоваться у соседа за партой - какой он национальности. Это оттого, что исторически на территории современной Азербайджанской Республики проживали не только азербайджанцы, но и другие народы. Также этнический азербайджанец всегда мог запросто войти в православный храм, помолиться, а будучи в Европе - зайти в католический храм. Ведь это все Божьи храмы. Может он и не прав, но это и есть мультикультурализм. Возможно, он приведет Европу к краху, но Азербайджан он привел к процветанию. Монокультурные и моноэтнические государства обречены на крах, так как долго вариться в собственном соку невозможно. Яркий пример - Армения, изживающая себя идеологически, культурно и этнически.
- Чем вызвано проявление двойных стандартов, безнаказанность в их осуществлении?
- Дело в том, что в мире вообще сейчас наблюдается кризис международного права, идет деградация сложившейся системы международных отношений, диктует сильнейший. Таким способом мы скоро вернемся в первобытный строй, где каждое сильное племя будет захватывать более слабое и диктовать свои условия.
- Что необходимо предпринять для улучшения ситуации в сфере международного права?
- Прежде чем исправить ошибку, ее в начале надо осознать и принять. То есть, страны должны принять наличие кризиса. К примеру, гуманитарное право, Женевские конвенции, касающиеся ведения войн. На мой взгляд, они нуждаются в обновлении, эволюции. Дело в том, что со времени их принятия поменялась форма войн. Появился терроризм, где с одной стороны террорист, а с другой - гражданское население и отсутствует четкая линия фронта. Необходима четкая система правовой защиты от террора. Безусловно, в разных странах приняты соответствующие законодательные акты, в том числе и в Азербайджане. Но на международном уровне необходим четкий механизм наказания за террор, и необходимы не только санкции, заканчивающиеся экономическим «ай-яй-яй», но итогом должен быть международный трибунал. При этом он должен действовать не тогда, когда мы этого захотели, как в случае с Югославией и Руандой, когда судили за преступления против человечности, но во всех случаях таких правонарушений. К примеру, мы знаем не меньше случаев преступлений против человечности, совершенных армянскими оккупантами на азербайджанских землях, но трибунал по этим фактам так и не состоялся.
Это тоже пример того, как сильные государства манипулируют международным правом. Таким образом, это уже не право, а рычаг давления на малые страны в руках сильных держав. На лицо кризис не только права, но и морали.
- Некоторые политики считают, что в кризисе международного права виновато ООН и необходимо реформировать универсальную международную организацию. Каково ваше мнение на этот счет?
- К сожалению, в самой структуре ООН существуют двойные стандарты. Когда необходимо, то по решению ООН войска вводятся в Ливию в течении одной ночи. А когда не нужно, то Азербайджан в течении уже 20 лет ждет выполнения четырех резолюций СБ ООН. Понимаете, двойные стандарты внутри международных организаций - это одна сторона проблемы. Другая заключается в отсутствии эффективных механизмов имплементации уже принятых международными организациями решений, контроля и ответственности за их выполнением. То есть, ООН должен контролировать сам себя. Другими словами, государства-члены ООН должны контролировать работу аппарата этой организации, Совета Безопасности в частности. Возьмем пример Азербайджана - не исполняются четыре резолюции СБ ООН, проходит год-два и необходимо задействовать рычаги по исполнению принятого решения. Таким образом, нельзя допускать того, чтобы одно государство могло позволить себе игнорировать желания большинства. С этой целью считаю необходимым ликвидировать право вето в СБ ООН. Все вопросы должны решаться большинством. Пусть не простым, а подавляющим, но это должно быть именно так.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать