• пятница, 29 Марта, 16:03
  • Baku Баку 14°C

«Мы понимаем, что народ Армении находится в заложниках у правящего класса»

16 июля 2014 | 11:18
«Мы понимаем, что народ Армении находится в заложниках у правящего класса»
Интервью агентства «Интерфакс-Азербайджан» с заместителем председателя комитета по финансовому рынку Государственной думы Российской Федерации, председателем российско-азербайджанской межпарламентской группы дружбы Дмитрием Савельевым.
- Как вы оцениваете складывающиеся между Баку и Москвой двусторонние отношения? Какие тенденции развития сотрудничества наблюдаются на межпарламентском уровне?
- Ну, Россия и Азербайджан действительно являются стратегическими партнерами. Государства наши сближаются. Вы видите постоянно меняющуюся внешнеполитическую обстановку, когда американский посол делает неоднозначные заявления. Мы видим, соответственно, заявления администрации президента Азербайджана в ответ. В этом наши позиции близки. Также происходит по многим вопросам.
То есть по сути дела, если уж простым языком сказать, мы сидим в одной лодке. И соответственно, на мой взгляд, грести должны синхронно. И заметьте, какой объем вооружения Азербайджан покупает у нас. Мы продаем и делаем это спокойно, так как знаем, что ни один ствол из проданных видов вооружений не будет направлен против России. Мы уверены в Азербайджане как в партнере. Мы делаем все для сближения наших позиций. Мы делаем все для того, чтобы во всех сферах - экономической, политической, культурной, в сфере искусства - Азербайджан и Россия стали еще ближе.
В части межпарламентских связей работа идет нормально. Не скажу пока, что налажена она очень хорошо и отлично, но мы сейчас работаем над этим. Мы доводим до руководства Милли Меджлиса и Азербайджана то, что хотели бы активизировать эту сферу. Надеюсь, что развитие это направление получит в ближайшее время. Не так давно мы провели два «круглых стола». Также состоялся телемост Азербайджан-Россия. То есть работаем, но, конечно, хотелось бы все-таки увидеть более активные процессы в этом смысле.
- В начале июня возглавляемая спикером Милли Меджлиса Октаем Асадовым делегация находилась с визитом в Москве. Какие вопросы обсуждались в ходе встреч, состоявшихся в рамках визита азербайджанских парламентариев? Какие соглашения о двустороннем сотрудничестве готовятся к подписанию в рамках совершенствования договорно-правовой базы между двумя государствами?
- Вы знаете, обсуждения велись по самому широкому кругу вопросов. Ну, как я уже сказал, все вокруг сближения позиций двух государств по максимуму, в вопросах внешней политики, в первую очередь, экономика - во вторую. Там много чего. И совершенствование законодательства в сфере, допустим, судоходных процессов. Это вот «река-море». Хотелось бы, конечно, в первую очередь, азербайджанской стороне и нам увидеть увеличение объемов товарооборота, грузооборота, пассажироперевозок. Для этого необходимо подкорректировать законодательство, чтобы беспрепятственно могли суда азербайджанские следовать по Волге. И соответственно по Каспию.
По соглашениям все-таки пока говорить преждевременно. Я думаю, что в свое время в прессу поступит информация, и это станет достоянием широкой общественности, достоянием широкого круга ваших читателей и слушателей.
- Какие визиты ожидаются в ближайшее время между российской и азербайджанской сторонами?
- Во-первых, обратите внимание на интенсивность межпарламентских процессов. Как было отмечено выше, в Москве с визитом в начале июня побывал спикер Милли Меджлиса Октай Асадов. В конце июня в Баку, да, в контексте ОБСЕ, но, тем не менее, с визитом находился спикер Государственной думы Сергей Нарышкин.
В конце прошлого года визит в Азербайджан совершил президент Российской Федерации Владимир Путин, недавно в Баку находился министр иностранных дел Сергей Лавров. Это говорит о том, что для нашей страны Азербайджан – это первейший стратегический союзник по всем направлениям. Есть, конечно, нюансы. И мы работаем над ними.
Мы знаем позицию Азербайджана вокруг нагорно-карабахского конфликта. И, действительно, мы этим тоже очень озабочены. Очень хотели бы скорейшего разрешения этого конфликта, который послужит на благо всех государств этого региона. Ну и сама Армения, на мой взгляд, недополучает колоссальные экономические выгоды в виду существования этой болевой точки. Ведь посмотрите, какими динамичными темпами развивается Азербайджан. То есть в этом смысле Армения себя отсекает от этих процессов, что является, на мой взгляд, большой ошибкой.
- Представители Запада неоднократно заявляли о применении экономических санкций в отношении России в свете крымского вопроса. В том числе санкций в банковской сфере. Как это может ударить по российским интересам?
- На мой взгляд, из того, что мы видим на сегодняшний день, применение санкций в отношении банковской сферы низко вероятно. Все же, сами понимаете, мы мощная крупная держава, обладающая ядерным оружием. Думаю, что мало кто рискнет применять какие-то существенные шаги в этом направлении. Пока же то, что было уже применено, можно охарактеризовать на уровне, знаете, легких каких-то уколов.
Мы, разумеется, занимаем взвешенную позицию. Крым уже российский. Он останется российским навсегда. Касаемо разжигания дальнейшего конфликта в европейской части, речь идет об Украине, здесь мы ждем, конечно, взвешенной позиции со стороны украинских властей, потому что есть волеизъявление народа двух областей. Мы уже видим создание Новороссии. Это уже задекларировано. Украинские власти не могут с этим не считаться.
- То есть Москва не хочет конфронтации напряженности с Киевом?
- Да, естественно, мы против того, чтобы гибли люди. Вы же знаете, что каждый день гибнут люди. Это реальные полномасштабные бои с применением тяжелых видов вооружения, авиации, артиллерии. Там система залпового огня. Это полноценная внутренняя война. Это ужасно, то, что происходит.
Думаю, что диалог между Москвой и Киевом рано или поздно будет налажен. Мы надеемся, что это произойдет в самый кратчайший срок. Ведь этот конфликт нужно гасить. Также мы говорим о том, что Киев не может не учитывать волеизъявления живущих на территории Украины народов. Украинского народа и русских, живущих на территории Луганска, на территории соседних областей. Конфликт разгорается. Пока мы не видим конца и края, но мы очень хотели бы конструктивного завершения конфликта с учетом интересов украинской стороны, с учетом интересов тех людей, которые живут на территории охваченных пламенем областей.
- Как вы оцениваете происходящие в регионе процессы? Ирак, Иран, Сирия? Южный Кавказ?
- Вот вы спросили про Ирак. Обратите внимание на уникальный факт касательно того, что там сейчас происходит. Американцы поддерживали людей, воюющих на территории Сирии. А теперь многие из этих людей развернули дула своих автоматов и пулеметов против режима, который поддерживается американцами. Налицо проявление недальновидного геополитического решения, которые часто принимает американское внешнеполитическое ведомство.
И те же слова посла Америки в Азербайджане показали недальновидность абсолютную, недооценку роли. Вы читали ответное письмо руководителя администрации президента Азербайджана на то, что было сказано американским послом, продемонстрировавшим недооценку роли Азербайджана со стороны США в регионе. А ведь на самом деле Азербайджан является сейчас ключевым игроком. Обратите внимание, регион начинает пылать, а Азербайджан является источником стабильности. Мы приветствуем усиление его роли в регионе, усиление экономической роли, усиление политической роли, усиление военной роли, что тоже очень важно. Мы хотим увидеть у наших границ надежное, сильное во всех смыслах государство. И всячески этому содействуем и будем содействовать.
- Армения собиралась вступить в «ЕвразЭС», однако препятствием этому послужил факт оккупации Ереваном 20% территории Азербайджана. В июне очередной шаг по направлению к Европе сделали Украина, Молдова и Грузия.
- Мы понимаем, что Украина будет всеми доступными средствами стремиться в военный блок. К сожалению большому, чтобы пустить на свою территорию иностранных солдат. В противовес России. Считаю, что такая политика украинского государства является пагубной, и в долгосрочной перспективе, конечно, не приведет к нормализации отношений с Россией. Мы, естественно, обращаемся к НАТО. Пытаемся обратить их внимание на то, что в Украине сейчас наблюдается охваченный конфликт. И действия на сближение со стороны НАТО будут большой ошибкой.
Аналог? Пожалуйста. Существует конфликт на территории Нагорного Карабаха. Вы затронули вопрос, связанный с «ЕвразЭС». Там ведь о границах идет речь, не касающихся этой части. Это правильно. Конфликт, так или иначе, должен быть урегулирован в контексте того, чтобы и Азербайджан был очень доволен итогами его разрешения. Я как парламентарий всегда говорю, когда выступаю в парламенте России, о том, что конфликт должен быть урегулирован. И, давая интервью, акцентирую свое внимание на этом.
Я был в Армении, видел, что происходит там в свое время. Давно очень, но видел. И теперь я часто очень бываю в Азербайджане, вижу, насколько это динамично развивающееся государство. Хочу сказать, что дисбаланс в развитии двух государств виден невооруженным глазом. Мы же понимаем, что народ Армении в этом смысле находится в заложниках у правящего класса. Думаю, что если провести условный опрос, то многие граждане Армении высказались бы за скорейшую ликвидацию этого конфликта, и, наконец-то, наступления мира между двумя государствами. Дабы быстрее мир наступил на территории двух государств. Не может быть так вечно, чтобы конфликт тлел, чтобы люди гибли. А, насколько мне известно, гибнут люди в зоне конфликта регулярно. Есть провокации, вылазки, обстрелы. Это чудовищно, когда люди гибнут, матери теряют своих сыновей.
- А что вы скажете по поводу шагов Грузии и Молдовы в направлении подписания ассоциативного соглашения с Евросоюзом?
- К сожалению, здесь тоже наблюдается проявление антироссийских моментов. Как минимум, на мой взгляд, нужно придерживаться взвешенных позиций. Где-то, может быть, нейтральных. Если уж есть какие-то внутренние сомнения, то хотя бы пока воздержаться и посмотреть. Нет же, стремятся всеми силами, показывая тем самым… Ну, там вы знаете ситуацию. У Молдовы есть вопросы по Приднестровью, поэтому они вот так действуют нам в ответ. Та же ситуация территориальная у Грузии. Ну как бы стандартные лекала, которые не приведут, на наш взгляд, к позитивному развитию отношений между Россией и этими государствами.
- А между Азербайджаном и Москвой отношения вы считаете безоблачными?
- Считаю перспективы, простите за такое слово, самыми радужными. Сейчас отношения между двумя государствами являются зонами нашего повышенного внимания. Мы крайне заинтересованы в максимальном сближении двух государств и в том, чтобы Азербайджан стал как можно более сильным во всех смыслах государством.
«Интерфакс-Азербайджан»
banner

Советуем почитать