• пятница, 19 Апреля, 12:14
  • Baku Баку 25°C

Форма или содержание?

12 июля 2014 | 13:30
Форма или содержание?

ОБРАЗОВАНИЕ
В минувшем месяце Министерство образования АР провело испытательное оценивание знаний и навыков преподавателей общеобразовательных школ столицы, в котором приняли участие 30 072 учителя из 357 школ. Скажем прямо, итоги тестирования оказались не совсем утешительными, не говоря уже о том, что результаты школьных выпускных экзаменов по родному языку и математике и вовсе удручающи.
Однако, согласно данным Государственной комиссии по приему студентов, средний уровень знаний абитуриентов по стране - 200 баллов. В то же время ни на международных олимпиадах, ни в рейтинговых показателях не значится высоких показателей средних или высших учебных заведений Азербайджана.
Корреспондент газеты «Каспiй» попросил прокомментировать ситуацию заслуженного деятеля науки, профессора Бакинского государственного университета (БГУ), эксперта по науке и образованию Шахлара Аскерова.
- Как вы считаете, каким будет авторитет учителя в глазах учеников и их родителей, если результат тестирования педагогов с большим опытом работы окажется низким? Что можно сказать об этической и психологической стороне испытательного оценивания учителей?
- Я полагаю, что проведенное Министерством образования оценивание знаний педагогов - вполне оправданный шаг, потому что учительская армия по своей численности превосходит потребности наших школ. Именно поэтому следует сделать выбор и отстранить слабых педагогов от учебного процесса. Делать это административным методом не совсем правильно, предпочтительнее решать вопрос демократическим путем, поэтапно. Возникает вопрос: почему так резко возросло количество педагогов в стране? А потому, что согласно советской системе, недельная нагрузка учителей в школе составляла 18 часов, в то время как потом эту цифру снизили до 12. В Минобразования хлынула волна учителей, которых без всякого тестирования брали на работу. Педагогов сегодня насчитывается 360 тысяч. Естественно, что среди них оказывались случайные люди, не имеющие достаточной подготовки и желания работать с детьми. Я считаю, что этот положительный шаг Минобразования должны всемерно поддерживать СМИ. Помимо этого, наше государство не является продолжателем системы, которая господствовала четверть века назад, оно сегодня живет и базируется на совершенно иных принципах, а образование является важнейшей частью государственного строительства. То есть эти принципы касаются и всей системы образования, которая должна обновляться и реформироваться, в нее должны вливаться люди с новыми идеями и современным видением. А чтобы внедрить новое, нужно отказаться от старого. Именно по этим причинам я положительно воспринимаю этот шаг Минобразования.
- Можно ли считать продолжением такого удручающего положения тот факт, что на выпускных экзаменах в школах большинство учеников получили неудовлетворительные оценки по родному языку и математике?
- На 80% отрицательный итог экзаменов - это конечно предел, а потому должен быть дан глобальный ответ, который состоит в том, что отечественная машина образования не ра-бо-та-ет. У нее есть сигнал и все остальное, но нет колес, чтобы двигаться. Если, скажем, медведя за шесть месяцев можно научить кататься на велосипеде, как же нам не удается за одиннадцать лет научить детей родному языку? Значит, машина, то есть система, не работает.
- Не кажется ли вам, что причина всего этого в несостоятельности Болонской системы?
- Я бы так не сказал. Болонская система оказывает свое воздействие, но причин можно насчитать великое множество. Во-первых, пока не ясны философские и теоретические основы новой образовательной системы, которые должны быть разработаны парламентом страны и Министерством образования. Должна быть создана законодательная база, одного только закона об образовании недостаточно. Чтобы этот закон заработал в полную силу, надо принять еще с десяток сопутствующих - закон об образовании для пожилых, о периодическом обновлении и совершенствовании образования, закон о вузах, о профтехобразовании и т.д. Существенна слабость законодательной, идеологической и политической базы - у нас пока не сформировалась образовательная политика.
- На какой стадии находится разработка перечисленных вами недостающих звеньев в системе образования?
- Наш новый министр, уважаемый М.Джаббаров, производит впечатление человека инновативного, способного принимать нестандартные решения. В отличие от предыдущего руководства, нынешний министр признает наличие проблем в образовании, а это, можно сказать, уже половина дела. Именно поэтому я возлагаю большие надежды на нынешнее руководство национального образования.
- Применяется ли практика аттестации педагогов в других странах?
- Такая практика существует только в тех странах, где сменилась общественно-экономическая система, а если нет такого перехода, то не возникает необходимости в подобных мерах. Идеологические, экономические и философские основы старого общества были другими, и потому этот процесс носит естественный характер.
- В то время как показатель поступаемости выпускников турецких лицеев в вузы был на уровне 90-95%, оправдано ли их закрытие?
- Я не думаю, что они закрылись по образовательным причинам, здесь наверняка есть момент, не ясный мне самому, потому что образовательная система этих лицеев была достаточно совершенной. О ней высоко отзывались как наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, так и президент Ильхам Алиев. В конференциях по окружающей среде, которые проводили турецкие лицеи, принимали участие почти все министры и руководители высшего звена, именно поэтому я воспринял эту информацию с известной долей сожаления. Почему? А потому что до них в Баку, скажем, были хорошие и сильные школы, особенно с русским языком обучения, которые, имея высокие образовательные показатели, были начисто лишены национального духа. Превосходство турецких лицеев заключалось в том, что они воспитывали детей в национально-тюркском духе, прививали не только общечеловеческие, но и духовно-мусульманские ценности. В русских школах советского периода отсутствовал исламский дух, а турецкие лицеи возместили этот важный пробел. Наши дети поняли, что такое харам и халал, что грешно брать взятки, завидовать соседу, что необходимо укрощать желания и страсти. Эти школы давали отличное знание английского, ученики не знали, что такое репетиторы. У нас было 13-14 турецких лицеев, в то время как в стране действовало 3500 средних школ, но рейтинг поступаемости этих лицеев превосходил все остальные национальные школы.
- Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из этого кризиса системы образования?
- Понимаете, я считаю, что наше общество сегодня больше обращает внимание на форму, нежели на содержание. Иншаллах, после того как форма примет довольно цивильный и современный вид, люди задумаются и о внутреннем ее содержании. Было бы уместно напомнить здесь высказывание нашего великого лидера Гейдара Алиева о том, что если граждане любой страны осознают и смогут сохранить свои права, тогда самые маленькие государства обретут силу крупных. Ярким примером этих слов может служить Израиль. Комментарии, как говорится, излишни.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать