• пятница, 29 Марта, 15:43
  • Baku Баку 14°C

У семи нянек дитя без глаза

08 июля 2014 | 17:19
У семи нянек дитя без глаза

Организованные региональные группировки поставляют на столичные рынки падаль и несъедобное мясо. Это слаженный «бизнес», который охватывает Барду, Евлах, Масаллы. Союз свободных потребителей пытался пресечь их деятельность и обращался в госструктуры, но адекватных действий так и не добился. О том, куда именно поступает такое мясо в Баку, можно только предполагать, скажем, ориентируясь по запаху, который исходит от мясных прилавков на рынке «8-ой километр».
О том, что здесь происходит, знает, пожалуй, каждый. Санитарные правила и гигиена в соотношении с этим рынком понятия несовместимые. Качество продукции тоже пугает, особенно когда речь заходит о мясе. Как оказалось, в отделе гигиены питания Республиканского центра гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ) об этом знают. Знают об этом и в Союзе свободных потребителей. Редакция газеты «Каспiй» связалась с двумя этими ведомствами, и мы подозреваем, что состояние рынков в нашей стране не является тайной и для прочих контрольных органов.
За базар не отвечаем
Интересно, что за безопасность пищевой продукции в нашей стране отвечают сразу шесть ведомств: это пищевой отдел РЦГЭ Минздрава, ветеринарная служба Минсельхоза, Минюст (косвенно), Государственный комитет стандартизации, метрологии и патентов, Государственный таможенный комитет, Министерство экологии и природных ресурсов. По нашему законодательству, все эти ведомства имеют отношение к контролю над безопасностью того, что с рынков и магазинов поступает на столы граждан. Не много ли ведомств одновременно заняты одним и тем же делом? А главное, почему при таком изобилии контрольных органов положение на рынках, мягко сказать, озадачивает. Получается, что у семи нянек дитя без глаза. А если обратиться с конкретной проблемой или вопросом (что мы, собственно, и сделали) к главе любой из перечисленных инстанций, получается, что ведомство «за базар не отвечает» в прямом и переносном значении этого слова.
Как это происходит, можно проследить на примере нашей беседы с начальником отдела гигиены питания РЦГЭ Имраном Абдуллаевым. Речь зашла о санитарно-гигиеническом состоянии рынка «8-ой километр». А главное, состоянии мяса, вид и запах которого внушает опасение и без микробиологических и прочих анализов.
- Мы проверяем санитарно-гигиеническое состояние рынков, следим за тем, чтобы продавцы имели при себе заключения Ветеринарной службы. В обязанности РЦГЭ входит контроль над соблюдением санитарно-гигиченической составляющей, вплоть до одежды продавцов - все они должны быть одеты в специальную форму, - заявил И.Абдуллаев.
- Позвольте, но у нас это не соблюдается, как же вы проверяете?
- Вы не правы, санитарно-гигиенические нормы соблюдаются отчасти, возможно, вы не знаете. К тому же мы часто штрафуем нарушителей, ежегодно выносится до 1500 постановлений о штрафах, а на рынке «8-ой километр» в позапрошлом году РЦГЭ запретила продажу мяса, разумеется, там, где оно не соответствовало нормам безопасности. Есть соответствующее постановление.
- Почему же мясо не первой свежести и сомнительного, даже на первый взгляд, происхождения, продается там повсеместно?
- А что нам делать? Это дело два раза передавали в суд, последний оставил наше постановление в силе.
- Почему же некачественное мясо до сих пор продают?
- Не знаю
- Как не знаете?
- Я этот базар закрою что ли?
- Так зачем нужно ваше постановление, если оно не исполняется?
- Что делать, вынести постановление и закрыть тот или иной объект не одно и то же. Мы выносим постановление, что объект должен прекратить продажу, и предприниматель обязан его выполнить. Этого не происходит. В прошлом году была оштрафована администрация рынка «Тязя базар» на 400 манатов за непотребное санитарное состояние. Владельцы рынка обжаловали решение в суде, но суд оставил наше постановление в силе. Дело пришлось отправить в Минюст, потому что юридическое лицо отказывалось от выплаты штрафа. Кстати, заплатили они или нет, мы не знаем.
- Что вы делаете, когда постановление РЦГЭ не исполняется?
- Мы отправляем материалы дела в исполнительный орган Минюста.
- Тогда скажите о конкретных действиях Минюста на рыке «8-ой километр»
- Не знаю (смеется).
По словам И.Абдуллаева, РЦГЭ часто штрафует нарушителей. Иногда они добровольно выплачивают штрафы, но частенько от этого уклоняются, а это уже сфера компетенции Минюста. «Есть и другая проблема, - поведал мне глава отдела. - Дело в том, что на рынках Баку работают продавцы из регионов. Скажем, гражданин продает на рынке в поселке Бина, а прописан он в Гедабее. Вот и приходится нашему ведомству направлять документы в Гедабей, а оттуда приходит стандартный ответ, что этот человек фактически по данному адресу не проживает. Это самый сложный момент в нашей работе с нарушениями и уклонением от штрафов».
Ветеринары, ау!
Как правило, или насколько нам это известно, безопасность и качество продукции на наших рынках призваны контролировать ветеринарные лаборатории. То есть такие лаборатории обязаны работать на всех столичных рынках и любой товар, прежде чем попасть на прилавки, должен получить сопроводительное разрешение ветеринарного врача. Сотрудники РЦГЭ, в свою очередь, призваны проверять: имеется ли у продавца такой документ или он отсутствует. То есть помимо проверки санитарного и гигиенического состояния «базара», сотрудник Центра гигиены и эпидемиологии обязан контролировать именно наличие или отсутствие заключения ветеринара. О том, имеется ли ветеринарное заключение у продавцов мяса на рынке «8-ой километр», как, впрочем, и на других рынках столицы и не только на мясо, И.Абдуллаев сказал следующее: «Как правило, заключения ветеринаров имеются. Но другой вопрос как они выдаются? Врачи этой службы обязаны проверять товар еще до поступления его на прилавки, то есть рано утром, но они берут пробы для анализов в середине дня уже с прилавков. То есть товар уже фактически продан, а анализ его только начался - это один момент. Другая причина реализации небезопасной продукции: чтобы контролировать поступление продукции на рынок, здесь должен быть один вход для поставщиков товара - иначе невозможно проследить кто и что завозит. Скажите мне, многие ли рынки исполняют это требование?» Действительно, то, что видят наши потребители, не требует даже ветеринарного свидетельства - небезопасность и негодность иной продукции заметна простым невооруженным глазом. Но ветеринарные свидетельства на «отраву» у продавцов имеются - все чин чином. Да простит меня глава отдела гигиены питания РЦГЭ, не лучше обстоит ситуация и с гигиеническими сертификатами, которые выдаются этим ведомством непосредственно производителям. А санитарно-гигиеническое состояние наших рынков, которое контролирует РЦГЭ? Словом, вопросов достаточно, поэтому валить с больной головы на здоровую в поисках крайнего, думаю, не стоит. Остается обвинить во всех бедах наше несовершенное законодательство, что, собственно, контрольные ведомства делают весьма охотно.
Ищем крайнего
Сделать это сегодня легко и «политкорректно», потому что разночтения в законодательстве признаны правительством. Зимой этого года даже вышел Указ Президента об институциональном регулировании качества и безопасности пищевых продуктов ведомствами. Кабинету министров поручили подумать над вопросом, как разграничить сферы контрольных инстанций, которые подчас занимаются одним и тем же делом. Скажем, проверять микробиологические показатели безопасности, помимо сотрудников РЦГЭ, почему-то берутся работники Госстандарта, Минсельхоза и даже Минэкономики, однако качество того, что мы едим, от такого внимания не улучшается.
К тому же, как мы уже видели выше, контрольные ведомства не могут проследить исполнение собственных постановлений. Словом, в законах много пробелов, того, что называют «лазейками», поэтому пора наше законодательство в сфере контроля над безопасностью и качеством еды подвести под европейские стандарты. А главное в этом деле, по мнению И.Абдуллаева, прекратить параллельное исполнение одних и тех же обязанностей различными ведомствами - от этого и предприниматель страдает, и качество контроля не выигрывает: «В законе нет четкого разграничения функций отдельных ведомств, и поэтому возникает неразбериха. Сегодня проверки на микробиологические показатели не ведет только ленивый: делает это Минэкономразвития, тот же Госстандарт и Ветеринарная служба. Я отнюдь не предлагаю передать эту функцию РЦГЭ, но должно быть четкое разграничение функций».
Во всем виноваты законы
Мнение главы ССП Эйюба Гусейнова: «Когда на рынке возникают такие проблемы, нужно искать корни не в отдельных людях или организациях, а в законах. Потому что не чиновники, а законы управляют рынком».
С этим можно поспорить, но вернемся к заключению главного защитника потребительских прав о том, что потребительская политика в стране слабая. Этим Э.Гусейнов объясняет отсутствие координированных действий контрольных инстанций, к которым ССП обратилось по поводу падали на столичных рынках: «Сотрудники этих ведомство говорят, что не имеют права вмешиваться в то, откуда привозят, кто привозит и вообще, кто что делает. Я обратился в Минздрав и Госстандарт. Там мне сообщили, что могут только взять на экспертизу мясо и не имеют права взламывать двери. Чиновник И.Абдуллаев не может начать проверку без разрешения Минюста. Такой закон вступил у нас в силу с января 2014 года. Хочу сказать, что причина беспредела в законах».
О том, что дадут нам будущие, уже совершенные законы, когда субъект предпринимательства на сегодняшний день может не исполнить постановление контрольного органа, ко всему прочему, подкрепленное судебным постановлением, остается загадкой. Но будем надеяться на лучшее…
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать