• пятница, 29 Марта, 11:38
  • Baku Баку 5°C

Однозначного победителя не будет

23 октября 2020 | 14:37
Однозначного победителя не будет

МНЕНИЕ
В предстоящую субботу в Грузии с участием 48 партий и двух блоков пройдут очередные парламентские выборы. Всего избирателям предстоит выбрать 150 депутатов: 120 - по пропорциональной системе и 30 - по мажоритарной.
Своим мнением по предвыборной ситуации в стране и возможным результатам выборов в интервью газете «Каспiй» поделился грузинский эксперт Вахтанг Мгеладзе.
- Предвыборный фон в Грузии довольно напряженный, - не скрывает В.Мгеладзе. - Власти задействовали административные ресурсы, имеют место факты подкупа и запугивания избирателей активистами от оппозиции. Хотя в целом все избирательные субъекты в состоянии проводить предвыборную кампанию. Главные же баталии, скандалы и нарушения следует ждать уже в ходе самих выборов, а также во время подсчета голосов.
- Эти выборы пройдут по измененному Избирательному кодексу. Насколько они будут способствовать более справедливому распределению мест в парламенте между различными политическими силами страны?
- Новые правила дают большую возможность для партий. Дело в том, что проходной барьер снижен до 1%. А это значит, что для обретения депутатского мандата достаточно всего лишь набрать 30-40 тысяч голосов. Кроме того, несколько снижено число мандатов, предназначенных для мажоритариев. В результате этих изменений впервые за 25 лет возможность пройти в парламент получили и малые партии. Кстати, по тем же правилам будут проводиться и досрочные выборы. Этот момент внесен отдельной строкой, и не думаю, что случайно. По моим прогнозам, новому парламенту практически не суждено работать и уже в 2021 году грядут досрочные выборы.
- Каков предвыборный расклад основных политических сил: у кого больше возможности для победы?
- Не думаю, что результатом выборов станет чья-либо победа. Безусловно, в новом парламенте будет серьезное представительство как у правящей партии «Грузинская мечта», так и у бывшей правящей партии «Единое национальное движение». Кроме того, в парламент пройдут небольшие депутации от оппозиционных партий «Европейская Грузия» (Гига Бокерия и Гиги Угулава), партии «Лело» (партия экс-банкира Мамуки Хазарадзе) и движения «Стратегия Агмашенебели» (Георгий Вашадзе). Шансы преодолеть проходной барьер есть также у «Альянса патриотов» (Ирма Инашвили и Давид Тархан-Моурави), Лейбористской партии (Шалва Нателашвили), у движения «Единая Грузия» (Нино Бурджанадзе) и у партии «Шишка» (Зураб Джапаридзе). То есть на передний план выйдут коалиционные механизмы.
Впрочем, тут еще есть одна хитрость. Многие малые партии являются сателлитами нынешних властей, а еще часть партий и политиков в перспективе вполне могут оказаться их ситуационными союзниками. Так что все не так просто.
- Насколько велики шансы правящей партии «Грузинская мечта» сохранить власть после выборов?
- Время играет против «Грузинской мечты». Во-первых, в грузинской политической традиции все правящие партии автократичны. Иными словами, «Грузинская мечта» - это Бидзина Иванишвили, который давно уже стал токсичной политической фигурой. Конечно, этого никогда открыто не признают его сторонники, но в глазах большинства населения он антифигура. Чего стоят только его перлы из публичных выступлений, которые больше смахивают на троллинг. Например, о том, что пара миллионов населения в стране - просто лишние люди. По его словам, на работу или ведение предпринимательской деятельности рассчитывать им не следует, поэтому они должны уехать на заработки за рубеж. Вполне понятно, что народ отвечает «вождю» взаимностью.
Во-вторых, в грузинской политической традиции никогда еще не было долгожителей. Посмотрите, сколько времени продержался у власти режим Эдуарда Шеварднадзе, или Михаила Саакашвили, не говоря уже о Звиаде Гамсахурдии. Несмотря на все трюки с уходами и возвращениями все прекрасно понимают, что страной уже 8 лет управляет не кто иной, как олигарх Иванишвили. А это уже довольно большой срок. За это время пройдены все основные стадии - от обиды и разочарования до недовольства, недоверия и апатии. Следующая остановка - уже агрессия и ненависть.
Кроме того, температуру придает и общий социальный фон. Если в начале года страна находилась в рецессии, то уже к концу года ей грозит полномасштабный экономический кризис. Дальше будет еще хуже, и власти это понимают. Поэтому несмотря на начало второй волны распространения коронавируса выборы решено было не откладывать и провести любой ценой.
В будущем это, безусловно, создаст проблемы, связанные с низкой легитимацией и признанием итогов выборов. Ведь из-за сложной эпидемиологической обстановки на выборы отказались приехать многие иностранные и международные наблюдатели. Не пойдут на избирательные участки и очень многие избиратели, павшие жертвой психологического террора, развернутого борцами с модной болезнью. Сложная эпидемиологическая ситуация и социальный фон, а также панический страх власти перед лицом бунтов и социальных потрясений подвигнет ее активно использовать пандемию в качестве повода для введения жестких ограничений.
Так, власти попытаются погасить протест, связанный с итогами выборов. Это, конечно же, не придаст легитимации новому составу парламента, но позволит еще усидеть какое-то время. Конечный же приговор не только нынешнему режиму, но и всей существующей политической системе вынесет колоссальный экономический кризис, предстоящий в 2021 году.
- Есть ли шансы у бывшего президента Михаила Саакашвили вернуться во власть благодаря этим выборам?
- Шансы невелики. Вообще, в политику крайне редко кто возвращается. Михаил Саакашвили далеко не Уинстон Черчилль, которому это удалось. Сейчас не 2003 год. Тогда у Саакашвили были влиятельные зарубежные лоббисты, причем не только на Западе. Его предшественник на посту президента - Эдуард Шеварднадзе не мешал ему набирать обороты, напротив, всячески содействовал его приходу к власти. Под реформы Саакашвили было выделено солидное приданое. Сейчас всего этого нет. Ни лоббистов, ни приданого, ни хороших сценаристов бархатной революции. Да, у него есть заслуги перед страной. Да, многие его старые грехи за 8 лет забыты или померкли перед грехами нынешних властей. Да, у него есть личный электорат, для которого он сам по себе символ. Но такой же личный электорат в свое время был и у экс-президента Гамсахурдии. Однако это никак не помогло ему вернуться во власть.
Более того, Саакашвили остался в старой парадигме 2000-2010 годов. За это время мир заметно изменился. Вообще, большая часть грузинских избирателей давно уже хочет видеть во власти новую - третью силу. Людям крайне надоел двухполюсный политический спектр, все эти коабитации и войны между «нациками» и «мечтунами», а также политический цирк Карабаса-Барабаса (политический рельеф от Иванишвили). На память приходят слова олигарха Иванишвили, сказанные им на встрече с бизнесменами перед прошлыми парламентскими выборами (2016 г.): «Многие сейчас говорят, что да, «националов» надо было отстранять от власти, но и «Мечта» себя никак не оправдала. Нужна какая-то третья сила. Вот эти разговоры самые вредные и опасные».
Логика вещей такова, что крах режима Бидзины Иванишвили в конечном итоге приведет к исчезновению с политического олимпа и самого Саакашвили.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
Брно, Чехия
banner

Советуем почитать