• вторник, 23 Апреля, 11:49

У исландцев нашли ген, который отвечает за распознавание запаха испортившейся рыбы

08 октября 2020 | 18:00
Сравнение геномов более 9 тыс. жителей Исландии помогло найти ген, который отвечает за распознавание характерного неприятного «рыбного» запаха, присущего несвежим и квашеным морепродуктам. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Current Biology.
«Люди, в геноме которых есть определенные вариации TAAR5, гораздо слабее реагируют на этот запах, не считают его неприятным и очень редко могут правильно его идентифицировать. Что интересно, этот ген давно привлекает внимание коллег, которые изучают негативную реакцию животных на молекулы триметиламина – главный компонент «рыбного» запаха», – рассказала Роза Гисладоттир, доцент Исландского университета и один из авторов работы.
Ученые считают, что в эпителиальных тканях в носу человека есть примерно 12 млн рецепторов, которые сгруппированы в 400 подтипов обонятельных нейронов. Каждый из них отвечает за распознавание специфических запахов, которые играли значимую роль в жизни наших непосредственных или далеких предков.
Некоторые из них были столь важны, что в геноме всех ныне живущих позвоночных животных и рыб есть специальные наборы генов, которые отвечают за их распознавание. Яркий пример этого – рецепторы TAAR6 и TAAR8, которые распознают «аромат смерти», связанный с двумя летучими молекулами, кадаверином и путресцином.
Гисладоттир и ее коллеги выяснили генетическую подоплеку распознавания еще одного подобного аромата, хорошо знакомого большинству жителей Земли, которые когда-либо сталкивались с несвежей рыбой или экзотическими традиционными блюдами Скандинавии и Исландии на основе квашеной рыбы.
Генетика человеческого обоняния
Источником этого запаха, как давно выяснили нейрофизиологи, служат молекулы триметиламина – летучего органического вещества, который при разложении тканей тела рыб в большом количестве выделяют микробы. Генетический анализ показывает, что это вещество могут распознавать различные рецепторы из семейства TAAR. Однако до недавнего времени биологи не знали, как именно это происходит.
Гисладоттир и ее коллеги попытались найти ответ на этот вопрос. Для этого они воспользовались данными более чем 9 тыс. жителей Исландии, которые участвовали в геномном проекте deCODE. Расшифровав их ДНК, авторы работы изучили то, как были устроены те их гены, которые управляют производством рецепторов из семейства TAAR и других обонятельных рецепторов. При этом ученые выделили наборы мутаций, характерные для каждого из них.
После этого Гисладоттир и ее коллеги пригласили носителей каждого набора мутаций в свою лабораторию и предложили им поучаствовать в эксперименте по определению и описанию различных запахов. Опросив почти всех добровольцев, биологи смогли сузить количество генов, которые могли быть связаны с распознаванием запаха рыбы и некоторых других ароматов, до трех.
В частности, носители определенных вариаций гена TAAR5 плохо ощущали запах тухлой рыбы и путали ее с карамелью, розами или картошкой, а носители редких мутантных разновидностей генов OR6C70 и OR6C68, наоборот, необычно хорошо ощущали аромат лакрицы и аниса. Аналогичным образом ученые выделили пока безымянный участок на 11 хромосоме человека, rs317787-T, который связан с распознаванием запаха корицы.
«Интересно, что эти вариации генов гораздо чаще встречаются среди жителей Восточной Азии, чем среди европейцев. Учитывая подобную географическую привязку и распространенность этих продуктов в Азии, это говорит о том, что гены, которые управляют нашим обонянием, до сих пор находятся под контролем естественного отбора», – заключила Гисладоттир.
ТАСС