• пятница, 29 Марта, 10:17
  • Baku Баку 5°C

Много шума из ничего

24 февраля 2015 | 16:38
Много шума из ничего

РЕГИОН
Накануне замглавы МИД Сирии Фейсал Мекдад пообещал ответить на турецкую агрессию, комментируя действия турецкой армии, вторгшейся на север Сирии для эвакуации гробницы Сулеймана Шаха - предка основателя Османской империи Османа I.
«Сирия выносит на суд международного сообщества и Евросоюза агрессивную акцию, предпринятую Турцией на ее территории. Поведение Анкары показывает, что она грубо попирает сирийский суверенитет в ущерб двусторонним отношениям. Мы оставляем за собой право защищать нашу землю и надлежащим образом ответить на эту агрессию в подходящее время», - заявил замминистра.
Ранее Дамаск уже выступил с заявлением, в котором возложил на Анкару «всю полноту ответственности за последствия вторжения на сирийскую территорию», расценив, проведенную турецкой армией операцию как нарушение договора о статусе усыпальницы Сулеймана щаха, подписанного в 1921 году между Турцией и французскими колониальными властями, согласно которому (а также ряду двусторонних турецко-сирийских соглашений), усыпальница имеет статус суверенного анклава Турции за пределами страны, где ее охраняют 39 турецких военнослужащих.
Как сообщил официальный представитель сирийского внешнеполитического ведомства, «МИД Турции в субботу оповестил консульство Сирии в Стамбуле накануне этой агрессии под предлогом переноса гробницы Сулеймана шаха в другое место, но они не дождались одобрения с сирийской стороны».
В Дамаске считают Турцию главным виновником «террористической агрессии» против Сирии и выражают сомнения «относительно подлинных целей предпринятой Анкарой акции». Как указал представитель МИД Сирии, мавзолей находился в регионе, где орудуют боевики ИГ. «Они (вооруженные экстремисты) уничтожают церкви, мечети, гробницы (мусульманских суфиев), но ни разу не нападали на мавзолей Сулеймана шаха, что свидетельствует о тесной связи между Турцией и ИГ», - отметил он.
Однако в Анкаре и раньше неоднократно давали понять, что ведут подготовку трансграничной наземной операции - на случай, если турецкий анклав на территории Сирии столкнется с угрозами со стороны исламских радикалов. Великое национальное собрание Турции дало разрешение правительству на проведение такой операции в начале октября прошлого года. Этот мандат остается действительным в течение года.
Эвакуация гробницы Сулейман шаха началась поздно вечером в субботу. Подразделения турецкой армии пересекли границу с Сирией в районе провинции Шанлыурфа, недалеко от города Айн-эль-Араб (Кобани), расположенного в одном из населенных курдами районов на севере Сирии и известного по длившейся несколько месяцев осаде со стороны Исламского государства.
По официальным данным, в операции участвовали 39 танков, 57 бронемашин, 100 единиц автотранспорта и 572 военных, с воздуха ситуацию контролировала боевая авиация. Такие меры предосторожности были связаны с тем, что местечко, где располагалась усыпальница Сулеймана шаха от турецко-сирийской границы отделяло около 40 км. Часть пути, проделанного подразделениями турецкой армии и пролегавшего преимущественно по территориям, контролируемым курдами, пришлась и на районы, занятые боевиками ИГ. Детали операции не разглашаются, известно лишь, что в ходе эвакуации святыни погиб один турецкий военнослужащий. Военнослужащие, охранявшие гробницу Сулеймана шаха, и сама гробница вместе с другими реликвиями были эвакуированы, а здание усыпальницы взорвано.
Понятно, что громкие заявления МИД Сирии, не более чем пустые угрозы. Неубедительны и обвинения Дамаском Анкары в оказании помощи радикальным исламистским организациям наподобие «Джабхат-ан-Нусры» и ИГ.
Отказ Анкары начать наземную операцию против ИГ вовсе не означает, что она желает усиления этого квазигосударства. Следует понимать, что Турция - это суннитская страна и вооруженное столкновение с ИГ, которое является суннитским движением, приведет к резкой дестабилизации внутри страны.
Конечно же, Турция заинтересована в том, чтобы ИГ продолжила борьбу с режимом Асада и уменьшила влияние Ирана и Саудовской Аравии. Анкару и Ракку (ставку ИГ) объединяет еще одна общая цель - недопущение создания курдского государства. Но в то же время в Анкаре отдают себе отчет, что ИГ в конечном итоге враг любого не шариатского государства, так как считает данный статус «куфром» (неверием). Поэтому победа ИГ и как следствие, появление близ границ Турции такого беспокойного соседа, вряд ли вызывает у нее восторг.
Не случайно на прошедшем 23 января в Лондоне совещании участников «антиисламистской» коалиции была достигнута договоренность о совместной подготовке боевиков «умеренной» сирийской оппозиции для борьбы с ИГ. Обучение 15 тыс. человек начнется этой весной на базах в Турции, Иордании и Саудовской Аравии.
Комментируя газете «Каспiй» нежелание Турции идти на столкновение с ИГ, президент Фонда политических исследований, политолог Вафа Гулузаде сказал:
- Конечно же, Анкара не заинтересована в участии в наземной операции против ИГ. Однако Турция не может остаться в стороне от участия в коалиции. Она является членом НАТО, а коалиция нуждается в логистической военной или материально-технической поддержке, разведданных. Очевидно, что не в ее интересах портить отношения с Западом.
Турция - мусульманская страна и подавляющее число ее граждан - мусульмане-сунниты. Поэтому, непосредственное участие в войне против суннитов вряд ли будет воспринято турками с одобрением и может привести к огромным политическим и материальным издержкам и ответной реакции радикальных исламистов внутри страны.
Проблема еще и в том, что поставленную США цель - уничтожение ИГ, - осуществить крайне тяжело. Дело в том, что сторонники ИГ находятся в городах среди мирного населения. К тому же, сторонниками ИГ являются суннитские племена Сирии и Ирака. Как можно проводить в таких условиях контртеррористическую операцию? Непонятно. Все это обернется колоссальными потерями среди мирного населения. Потому и Турция избегает прямого вмешательства в конфликт с ИГ.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать