• четверг, 28 Марта, 23:57
  • Baku Баку 13°C

Москва не вмешается

19 августа 2020 | 18:45
Москва не вмешается

ОБОЗРЕНИЕ
Недавно в Беларуси прошли очередные президентские выборы, победу на которых, согласно официальным данным ЦИК, одержал действующий глава государства - Александр Лукашенко.
Однако его соперники по борьбе за президентское кресло не согласились с этими выводами и вывели народ на улицы. Первые акции протеста были разогнаны силами правопорядка, что вызвало негативную реакцию на Западе. В результате сейчас митинги уже не разгоняют и акции протеста продолжаются.
Свое мнение по поводу прошедших в Беларуси выборов и перспективы развития ситуации в этой стране в интервью газете «Каспiй» изложил российский политолог Андрей Иванов.

- Какова ваша оценка выборов? Действительно ли они были так масштабно сфальсифицированы властями Беларуси, как о том говорит оппозиция?
- Последние президентские выборы в Беларуси прошли достаточно странно. Наблюдателей практически не пустили на участки, основных конкурентов отсекли от предвыборной гонки. Так не поступает по-настоящему сильный лидер. Наоборот, если его обвиняли в фальсификациях и подтасовках, он должен был быть крайне заинтересован, чтобы провести выборы максимально прозрачно. С допуском всех кандидатов, с большим числом наблюдателей. Но вся кампания создавала ощущение у граждан, что Лукашенко очень боится проиграть. Опять-таки само по себе это имеет важный психологический эффект. Если человек боится проиграть, значит, он вообще не понимает, что такое ценность демократии. Были эти выборы сфальсифицированы или нет, мы, скорее всего, не узнаем. Ведь никаких объективных данных нет. Может, Лукашенко действительно победил. Может, оглашенный результат соответствует действительности. Но именно действия Лукашенко заставляют усомниться в официальных итогах голосования.
- Прослеживается ли в предвыборной кампании, а также в поствыборных событиях так называемая «рука Запада»?
- «Рука Запада», конечно, прослеживается, странно, если бы ее не было. Конечно, у каждой страны есть свои интересы, которые она пытается отстаивать. Евросоюзу не нужен конкурент в виде белорусской промышленности. НАТО заинтересовано в приближении своих баз к российским границам. США хотят ослабления Москвы. Китай хочет расширить свое влияние. Россия не хочет сужения зоны своих интересов. Польша тоже мечтает о «большом реванше» и реализации идеи государства «от моря до моря». Естественно, все приложили усилия так или иначе к ситуации. Что действительно интересно, что первым с победой Лукашенко поздравил председатель КНР Си Цзиньпин. Он будто дал понять, что теперь «старший брат» на постсоветском пространстве вовсе не Россия, а Китай. Одновременно Пекин продемонстрировал, что готов бороться за мировую гегемонию с Вашингтоном на всех континентах.
- Насколько прав Лукашенко, обвиняя во вмешательстве в выборы Чехию и Польшу?
- Лукашенко обычно знает, о чем говорит. У нынешнего правого правительства Польши идея о преодолении национального унижения времен раздела Речи Посполитой - важная часть идеологии. Чехия - привычный центр для проведения интересов США в Европе. Но, подчеркну, удивляться этому не надо. Надо просто быть готовым к такому развитию событий.
- Насколько опасны для Беларуси могут быть натовские учения в Польше и Литве на границе с этой страной?
- Сами по себе учения не опасны. Да и объективно на границе этого государства натовских войск намного меньше, чем белорусских. Учения - это демонстрация силы и в большей степени - повышение градуса напряженности. С другой стороны, мы должны понимать, что сами по себе войска для вторжения никто не собирается использовать. Речь совершенно о другом - просто может создаться ситуация, когда одна власть растворилась, а за руководящее место борются сразу несколько разнонаправленных сил. И вот во время этого противостояния хорошо подготовленный полк может решить исход дела. То есть пока в Беларуси есть власть, которая управляет своими силовиками, никакие учения непосредственной угрозы не представляют.
- Насколько крепкими остаются позиции Лукашенко внутри страны? Сможет ли он сохранить власть в своих руках, опираясь на силовые структуры?
- На штыках никому долго не усидеть. Удивительно, что за все время нахождения у власти Лукашенко не создал даже собственной политической партии. Он опирался исключительно на силовиков и административные механизмы. Одновременно мы видим, к чему приводит разрушение самой атмосферы политической конкуренции. Выборы в парламент в Беларуси проходили по одномандатным округам, партии в них не участвовали. В итоге партий практически вообще не было. Главный результат этого - отсутствие программы развития страны, как у самого Лукашенко, так и у аморфной оппозиции. Не было соревнования идей, так как президент не считал нужным придумывать что-то новое, а оппозиция была рассеяна и тоже ничего не выработала. В итоге сейчас реально стране грозит полный хаос. Руководитель должен опираться на программу, под нее собирать сторонников. Но ничего этого мы не наблюдаем в дружественном государстве, так что смена вектора развития страны - вопрос времени.
- Еще накануне выборов некоторые представители официального Минска видели «руку Москвы», осуждали российское вмешательство в выборный процесс. Насколько это соответствует действительности?
- Россия, в принципе, не может находиться в стороне, поскольку речь идет о пусть даже не оформленном союзном государстве, о члене ЕАЭС, ОДКБ, в конце концов, в рамках которых подписано немало обязательств. Да и общая, совместно охраняемая граница тоже немало значит, но проблема в том, что в самой Беларуси нет нормального политического процесса. «Рука Москвы» проявляется в том, что есть попытки внутри России дать свои трактовки событий. А еще в том, что Лукашенко пытается ради сохранения власти торговаться с Кремлем. Соответственно Кремль торгуется на своих условиях. Но главный действующий субъект процесса - белорусский народ, который, тем не менее, сейчас оказался растерян.
- Сейчас уже не слышно обвинений в адрес Москвы со стороны официального Минска. Что изменилось?
- После массовых побоищ и доказанных фактов пыток путь Лукашенко на Запад закрыт. Приходится договариваться с Россией, чтобы сохранить власть. Ничего не сделаешь - ради власти пойдешь на любые маневры. Москве ведь тоже хаос в соседней республике не нужен. Поэтому приходится выступать гарантом сохранения стабильности. Подчеркну, не гарантом сохранения Лукашенко у власти, а общей стабильности. Скорее всего сейчас торг идет вокруг скорого транзита власти. Главное, чтобы он прошел максимально безболезненно. Лукашенко в то же время думает, насколько сильны его позиции и на какие условия соглашаться.
- Вмешается ли Россия в происходящее в Беларуси, в том числе и военными силами, чтобы поддержать Лукашенко?
- Москва не вмешается, так как это слишком тяжелая миссия. Дело в том, что за последние годы в Беларуси сформировалась национальная идентичность. Скажем, в Украине был явный раскол, там единой нации не было. А вот белорусы хотят жить в независимом государстве. К России в этой стране относятся хорошо, но не как к «старшему брату», а именно как к старому другу. И вот настроить против себя совершенно дружественный и братский народ было бы для Кремля большой глупостью.
- Каково ваше видение выхода из сложившейся ситуации в Беларуси?
- Единственный выход - сделать выводы. Лукашенко должен понять, что дальше удерживать власть силовиками и разговорами про 90-е невозможно. Оппозиция должна сформулировать четкую программу и не искать поддержки у Запада. Рядовые белорусы должны задуматься над тем, чего они хотят на самом деле. Я понимаю, что слова мои звучат абстрактно, да и выполнение всех условий - из ряда фантастики, но другого пути нет. Сейчас перед Беларусью маячат развал экономики, создание плацдарма для внутригражданского конфликта и антироссийской истерии, либо места «застоя» и всеобщей апатии. Но если действовать аккуратно, исходя не из «хотелок», а здравого смысла, то все получится.
Роман ТЕМНИКОВ,
корр. газеты «Каспiй»,
Брно (Чехия)
banner

Советуем почитать