• четверг, 28 Марта, 17:53
  • Baku Баку 16°C

Предвкушение кошмара

17 августа 2020 | 16:08
Предвкушение кошмара

Китай наряду с Францией приветствовал предложение президента России Владимира Путина о созыве онлайн саммита по иранской ядерной проблеме. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь дал понять, что его страна, в пику Вашингтону, высоко ценит усилия северного соседа по решению столь сложного вопроса, а также по укреплению региональной безопасности.
В принципе, к этому все и сводилось на последнем расширенном заседании Совбеза ООН, когда резолюция заокеанской державы по продлению оружейного эмбарго в отношении Ирана не набрала нужного числа голосов. В своем проекте резолюции Вашингтон предлагал продлить его действие до тех пор, «пока Совет Безопасности не примет обратное решение». Против проголосовали Россия и Китай, за - США и Доминиканская Республика, что понятно. Но воздержание Франции, Великобритании, Бельгии, Германии и Эстонии стало холодным душем для американской дипломатии.
В преддверии реальности
Срок действия ограничений на ввоз оружия в Иран, согласно условиям ядерной сделки, истекает ровно через два месяца, а потому тяжело развернуть дуло дипломатического оружия вспять. А это значит, что южане после 18 октября смогут свободно приобретать и продавать «оборонительные» виды вооружений. А потому Соединенные Штаты и Израиль вполне обоснованно опасаются, что муллократия может приобрести средства ПВО и современные истребители у Китая и России после снятия международного эмбарго на покупку оружия.
Кстати, Тегеран ранее уже инвестировал в модернизированные российские системы ПВО, такие как С-300. В прошлом году его официальные лица стремились приобрести в кредит С-400 - высокопроизводительную российскую мобильную ракетную систему «земля-воздух», ту самую, которую закупила Турция. Но на тот момент Москва отклонила эту просьбу, однако если эмбарго на поставки оружия будет отменено, российское руководство запросто может воспользоваться возможностью продать Тегерану и эти системы, а также в придачу истребители и другое оружие. Что в этом случае остается заокеанской державе и единственному не мусульманскому государству на Ближнем Востоке? Скорее всего, они в меру сил попытаются подготовиться к такому варианту, а способов предостаточно – они уже проводили совместные учения по отработке удара по ПВО и самолетам противника с участием американского истребителя F-35 Lightning II. Тем не менее, как заявил недавно сенатор от штата Техас Тед Круз, есть и другой способ остановить опасные тенденции, в том числе с помощью так называемого «механизма возврата», предполагающего участие США в сделке с тем, чтобы активно оспаривать действия южан и поддерживающих их постоянных членов Совбеза ООН. Однако администрация президента Дональда Трампа вряд ли пойдет на попятную, так как уже этой осенью состоятся выборы главы государства.
На фоне минусов
Правящая команда Белого дома вошла в год нынешних президентских выборов, как с пандемией, ударившей по экономическим успехам минувших трех лет, так и с отсутствием значительных дипломатических достижений. Противостояние с Китаем до сих пор продолжается с переменным успехом, хотя рассчитывали на скорую победу и капитуляцию Поднебесной. «Сделка века» по Палестине тоже очевидно провалилась, ядерное разоружение КНДР выглядит настолько же нереалистичным, как и четыре года назад. Но особенно ярко недостатки американского подхода, основанного на «максимальном давлении» и неготовности к любым компромиссам, проявились как раз в иранском сюжете.
В мае 2018 года Трамп самонадеянно вышел из ядерной сделки, ограничивавшей иранскую ядерную программу в обмен на снятие санкций. Новая администрация США была недовольна тем, что ограничения не были бессрочными, а также тем, что СВПД не регулировал ракетную программу Ирана и его региональное поведение. Дональд Трамп и его окружение рассчитывали, что удушающие американские санкции заставят Тегеран согласиться на новые условия, причем часть администрации полагала, что внешнее давление может привести к смене власти в Иране.
Да, американские санкции действительно нанесли экономике южан беспрецедентный ущерб, случились массовые волнения, но ни это, ни тяжелая эпидемия коронавируса не заставили Тегеран капитулировать. Наоборот, Иран отказался практически от всех ограничений в рамках СПВД, нарастил свою ядерную программу, а январская смерть генерала Гасыма Сулеймани и вовсе начала уносить американские жизни в Ираке, и едва не привела к реальной войне. Кстати, в апреле Тегеран успешно вывел на орбиту свой первый военный спутник, который до сих пор нормально функционирует и передает куда надо разведданные.
Как объяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» востоковед Фаиг Алекперов, казус в том, что де-юре договор, расторгнутый Вашингтоном, продолжает действовать и без него, а потому в случае прихода к власти команды Джо Байдена вероятность возвращения США в соглашение будет очень высокой:
- Так что понятна резкая реакция Трампа со товарищи на то, что в октябре, за месяц до президентских выборов истекут ограничения ООН на оружейные поставки в Иран, что будет очередным дипломатическим успехом Тегерана на пике предвыборной кампании. Потому в мировые СМИ попала информация об американском плане B - вроде того, чтобы разрушить соглашение изнутри.
Теоретически такая возможность у США была с самого начала: резолюция Совбеза ООН 2231, юридически оформившая ядерную сделку и отменившая все предыдущие санкции в отношении южан, содержала механизм самоуничтожения. В случае обнаружения нарушений любая страна-участница соглашения могла запустить этот процесс, после чего упомянутая резолюция отменялась, и в силу вступали предыдущие пять запретительных документов, включавших помимо прочего заморозку счетов ведущих государственных структур, банковские ограничения, запрет на поставки наступательного оружия в страну и досмотр иранских судов.
Насколько известно, администрация США рассматривала этот вариант еще в 2018 году, но предпочла им не пользоваться потому, что Белый дом рассчитывал, что одних американских санкций достаточно – он хотел быть единственным бенефициаром смены власти в Тегеране.
Между тем Иран уже заявил, что возврат санкции ООН может заставить страну выйти не только из сделки, но и из договора о нераспространении ядерного оружия. Это не означает, что у членов Совбеза совсем не остается правовых инструментов, однако «бодание» противоборствующих лагерей станет затяжным, и теперь, когда даже Великобритания не поддержала заокеанскую державу в ее стремлении продлить оружейное эмбарго, становится ясно, что поведение «слона в посудной лавке» не устраивает даже самых близких союзников Вашингтона…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать