• вторник, 23 Апреля, 13:32
  • Baku Баку 24°C

Не сохранив лицо

24 июля 2020 | 11:04
Не сохранив лицо

ВЗГЛЯД
Во многом благодаря борьбе «просвещенного Запада» с диктатурами сегодня на свете существует более 200 признанных, полупризнанных и непризнанных государств, и все они говорят о приверженности «миру и демократии». В том числе Уганда, Сомали и Армения.
В случае с последней это особенно проявилось в недельной давности экстренном вылете премьер-министра соседней страны Никола Пашиняна в столицу Беларуси - Минск. Честно сказать, сам визит можно назвать неординарным, так как с самого начала пандемии Никол Воваевич усиленно изображал испуг. Может, опасения заразиться у него были рассчитаны на отказ от поездки в Москву, чтобы не принять участие в перенесенном с 9 мая на 24 июня параде Победы.

В гости… к Мишустину

В общем, нелогично как-то получилось: к Путину не поехал, а к Лукашенко ни с того ни с сего - сразу. Хотя почему к «батьке» - ведь там, куда он вылетел, в те дни рулил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Ну, раз мама у российского коллеги армянка, может, вдали от все слышащих ушей Владимира Владимировича как-то удастся наладить связи, подумал он, и опять попал пальцем в небо: в Москве со времен серии Лжедмитриев нет наивысшего уровня чиновников, работающих по принципу родства. Взять хотя бы семилетнюю войну - по наивной логике Пашиняна, Екатерина Великая должна была проиграть ее «своим» австрийцам, а Николай II не должен был встревать в мировую войну, так как в ней с немецкой стороны участвовал его кузен (впрочем, там со всех сторон были его родственники).
Этот нелогичный шаг, скорее всего, объясняется тем, что Пашинян решил: в настоящее время более важным для него является попытка на фоне декораций Евразийского межправительственного совета выторговать у России более активную позицию по вопросу нового обострения отношений с Азербайджаном, которое вылилось в известную внезапную пашиняновскую провокацию на Товузском направлении границы.
Впрочем, на артиллерийский обстрел официальный Баку ответил не только силами пограничников, но и всеми видами вооружения (за исключением баллистических ракет), что остудило горячие головы с армянской стороны и предотвратило дальнейшие столкновения.
Впрочем, позицию, которую Пашинян занял в столице Беларуси, можно охарактеризовать как достаточно привычную для него. Речь идет о банальном лавировании. С одной стороны, армянский премьер заявил о необходимости мирного урегулирования ситуации с Баку, с другой - каждому, с кем Пашинян встречался в рамках двусторонних встреч, он рассказал «правду» о происходящем обострении в том виде, в каком ее видят в Ереване.
Серия проколов
Грубоватый отказ премьер-министра Армении лететь 24 июня на парад Победы в Москву дал старт новой серии непростительных проколов, поскольку был воспринят однозначно как его стремление наглядно показать пробуксовку приоритетной для путинской команды евразийской интеграции.
Минское «дежавю» стало очередным подарком от него в качестве попытки втянуть Москву в конфликт с Азербайджаном, а Вашингтон с Парижем - в конфликт с Москвой.
Пашинян довольно примитивно играет на том, что у ОДКБ есть договоренности по защите Армении, а отказ России и упомянутой структуры «разводить стороны» на условиях Еревана, как того хотел бы горе-премьер, таит в себе угрозу наглядной демонстрации недееспособности военно-политического союза, что он хотел продемонстрировать на глазах у всего мира. И это при том, что изначально Воваевич сам относился к ОДКБ более чем прохладно. Так, будучи оппозиционером, он требовал выхода Армении из организации, а уже придя к власти отправил под арест ее бывшего генсека Юрия Хачатурова, сводя с ним какие-то давние личные счеты. Ну и потом Армения еще долго тормозила процесс назначения нового руководителя этой структуры.
Впрочем, все эти шаги стоило бы рассматривать в более широком контексте - начиная с того, что он пришел к власти на волне поддержанных Фондом Сороса «народных» протестов, а потому и привел к власти соответствующих соратников. Речь идет, к примеру, о бывшем координаторе избирательных программ организации Transparency International Армене Григоряне, который был назначен на должность главы Совета национальной безопасности, нынешнем начальнике Государственной контрольной службы Давиде Санасаряне - бывшем функционере прозападной партии «Наследие», возглавляемой американцем Раффи Ованнисяном, который прославился исключительно тем, что забрасывал яйцами здание посольства РФ.
Также при Пашиняне запустили в ход «дело Южно-Кавказских железных дорог» (ЮКЖД, армянская 100%-ная дочерняя компания РЖД). Стоял за этим, как утверждала местная пресса, 29-летний Аргишти Кярамян, которого премьер не так давно назначил главой Службы национальной безопасности. Ну и, наконец, следует помнить о репрессиях в отношении «Процветающей Армении» - единственной пророссийской партии в парламенте, лидер которой - Гагик Царукян проходит сейчас сразу по трем уголовным делам.
Показательно, что даже главный редактор Russia Today - этническая армянка Маргарита Симоньян в контексте требований Еревана о российской помощи резко раскритиковала армянские власти: «В ответ на многолетнее добро и защиту, которые вы получали от России, вы не признали Крым… Вы наводнили страну антироссийскими НКО, которые на вашей территории обучают молодежь, как свергать власть в России. Вы стали плацдармом антироссийских сил на Кавказе».
Даже если в Москве на официальном уровне не подают вида, вряд ли Пашиняну стоит рассчитывать на то, что все перечисленное забыто, как и нелепая попытка армянского премьера встретиться с Путиным вне согласованного графика. Так что премьер-министру Армении явно не стоит рассчитывать на стопроцентную поддержку Москвы, а тем более Нур-Султана и Минска с Бишкеком.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать