• среда, 17 Апреля, 02:57
  • Baku Баку 14°C

Истиглалийят, 41

15 июня 2014 | 11:42
Истиглалийят, 41
ПАМЯТЬ
На днях на Азербайджанском телевидении состоялась встреча деятелей национальной культуры, посвященная 112-й годовщине со дня рождения видного государственного деятеля, писателя, основоположника азербайджанского театроведения Мамед Садыха Эфендиева. Кому в самом центре азербайджанской столицы - на фасадной стене дома №41 по улице Истиглалийят - установлена мемориальная доска.
Теперь эта скромная, потемневшая от времени табличка из мрамора несет память не только о том, чье имя на ней увековечено. Она говорит и о нашем умении помнить значимый вклад первопроходцев, их добрые дела, чтобы нести сквозь века чувство благодарности тем, кто стоял у истоков истории нашей культуры и вольно или невольно привел в нее новых, достойных последователей, сумев вдохновить на этот путь самых талантливых, увлеченных и преданных.
Мамед Садых Эфендиев прожил недолгую, но яркую, насыщенную жизнь творца и организатора и оставил глубокий след в творчестве, которому посвятил себя, а потому его младшие коллеги с пиететом проводят в его честь памятные торжества, которые становятся важными вехами на пути постижения нашей отечественной истории и личности автора многих трудов.
Сегодня о наследии и жизненном пути Мамед Садыха Эфендиева рассказывает его дочь, заслуженный деятель искусств, профессор БМА имени Узеира Гаджибейли, музыковед Имруз Эфендиева.
- Помню, в один из теплых, солнечных майских дней 1983 года, когда в Доме актера имени А.М.Шарифзаде праздновали 80-летие со дня рождения М.С.Эфендиева, встретились и тепло говорили о нем те, кого уже давно нет с нами, - большой друг и соратник юбиляра Шамси Бадалбейли, Мехти Мамедов, Сулейман Рустам, режиссер Гасан Агаев и другие. А в заключение этого незабываемого вечера прозвучали отрывки из пьесы М.С.Эфендиева «Джанджур Самед» в исполнении артистов Азербайджанского государственного драматического театра. Стало традицией каждый год в юбилейные дни (май, июнь) во всех республиканских газетах и журналах публиковать статьи о нем с воспоминаниями корифеев азербайджанского театра, видных деятелей литературы и искусства. По радио и телевидению выступали его современники и соратники, звучали отрывки из его сценических произведений. В дальнейшем и к 90-летию, и к 100-летию М.С.Эфендиева в прессе появлялись интересные статьи видных ученых, писателей, театроведов.
Скажу без пафоса и излишней скромности, что Мамед Садыху Эфендиеву в истории азербайджанского театра, в его поступательном развитии принадлежит огромная роль. Активная творческая деятельность этого видного государственного деятеля, театроведа, замечательного педагога и критика базировалась на высоком интеллекте, эрудиции, ярком даровании и кипучей энергии.
- Расскажите хотя бы коротко о его биографии.
- Охотно… Мамед Садых Мирза Ахмед оглу Эфендиев родился 5 июля 1902 года в городе Ашгабат. Мой дедушка, Мирза Ахмед Гаджи Абдулла оглу Эфендиев (умер в 1919 году), был блестящим знатоком восточных языков, занимался переводами исторических книг, документов, художественной литературы, был городским головой Нухи, потом - отставным коллежским советником. Когда отец ушел на войну, мне было шесть лет. Ушел, чтобы не вернуться. Накануне у мамы был сердечный приступ, и она не смогла его проводить. Папу провожали Фарида хала и Заринтадж биби. Я хорошо помню этот суровый февральский день 1942 года. Отец остановился на миг, словно предчувствуя, что больше никогда не вернется. Со слезами на глазах посмотрел на нас, попрощался и быстро вышел из комнаты. Ему было 37 лет. Папа погиб в мае 1942 года на Керченском полуострове. Он очень хотел, чтобы я училась музыке, и когда мне исполнилось пять лет, успел купить мне пианино «Красный Октябрь». Это не просто памятный подарок отца - это моя профессия, а значит - судьба. Наследие от папы, которого помню очень смутно. Оно и сегодня согревает и наполняет музыкой наш дом. Мой брат, Фадлун, родился после смерти отца, впоследствии он стал художником. Что еще добавить…
- Побольше из его детства, о годах становления…
- Он рано потерял родителей: мать скончалась, когда ему было 12 лет, а спустя пять лет умер отец. В автобиографии, написанной отцом, мы читаем: «В 1912 году окончил нухинскую гимназию, работал наборщиком в типографии. В январе того же года был направлен в Баку, в Азербайджанское военное училище. А через год, в 1925-м, по болезни был освобожден из армии и перешел на работу в сферу культуры.
- И так много успел сделать до ухода на фронт!
- Да, успел немало. В 1925 году он стал художественным руководителем и директором организованного им Рабоче-крестьянского театра, через два года преобразованного в Бакинский тюркский рабочий театр. Кстати, созданный М.С.Эфендиевым театр в начале войны переехал в Гянджу, где составил основу Гянджинского драматического театра имени Джафара Джаббарлы. В период с 1925 по 1929 год М.С.Эфендиев занимал должность директора театрального техникума и заместителя директора Азербайджанского государственного театра оперы и балета. В начале 30-х годов отец работал заместителем директора Азербайджанского управления зрелищных предприятий, а в 1931-м был отправлен в Москву, в Институт красной профессуры, по окончании которого в 1933 году представил завершенную диссертацию на тему «Проблемы азербайджанской драматургии и перспективы ее развития».
- Здорово же его загружали, перемещая с места на место.
- Приходилось налаживать дело то на одном, то на другом, по сути, новом участке. Время было такое - многое начиналось с нуля, а специалистов еще не вырастили.
- Вот и пользовались знаниями и организаторским талантом…
- Еще как пользовались! Едва окончив два из тpех основных курсов Института красной профессуры, отец был мобилизован ЦК ВКП (б) на должность начальника Политотдела МТС.
- Совсем уж партийно-хозяйственная структура, я знаю об этом не понаслышке. И диссертацию пришлось отложить…
- Представьте, он ее завершил: тема волновала, и материалом богатым владел. Есть документ, подтверждающий, что, завершив диссертацию, М.С.Эфендиев 3 января 1941 обратился с письмом к секретарю ЦК КП (б) Азербайджана Т.Ягубову. «Ныне, желая получить ученую степень кандидата наук, прошу вас оказать мне содействие в допущении меня к защите диссертации на тему «Проблемы азербайджанской драматургии и перспективы ее развития» в Азербайджанском государственном университете имени С.М.Кирова». И это так понятно! Работая в Москве над диссертацией, отец преподавал театроведение, историю театра, диамат и истмат - в Московском государственном институте кинематографии (ныне ВГИК имени С.А.Герасимова), в Коммунистическом университете имени М.Н.Покровского, в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
В 1936-1937 годах преподавал он в Азербайджанской государственной консерватории: заведовал кафедрой социально-экономических дисциплин. Одновременно был завкафедрой азербайджанской литературы в Азербайджанском педагогическом институте.
- Не секрет, что такого большого ученого не миновали репрессии.
- Да, 3 февраля 1938 года его арестовали по требованию Мирджафара Багирова, а освободили из-под стражи 14 июня 1940 года в связи с прекращением дела по постановлению НКВД Азербайджанской ССР от 13 июня 1940 года «за недостаточностью улик для предания М.С.Эфендиева суду».
- Это «недоразумение» не помешало руководству республики воспринимать М.С.Эфендиева как крупного ученого, патриота, трудолюбивого, безотказного и ответственного человека, необходимого стране…
- Получается, велись какие-то игры… В июне 1940-го отца назначают на должность руководителя социально-культурной группы Совнаркома Азербайджанской ССР. Ровно через год Всесоюзный комитет по делам Высшей школы при СНК ССР утвердил Эфендиева директором Азербайджанского института народного хозяйства имени К.Маркса, а в связи со слиянием этого института с Азербайджанским государственным университетом имени С.М.Кирова решением директивных органов от 31 декабря 1941 года М.С.Эфендиев был назначен директором Азербайджанской государственной филармонии имени М.Магомаева.
- Это акции доверия или издевательство?
- Не знаю… Передумать пришлось о многом. В личном архиве М.С.Эфендиева сохранился интересный документ - протокол-стенограмма заседания актива работников Азгосфилармонии имени М.Магомаева от 14 января 1942 года, где он произнес содержательную пламенную речь на азербайджанском языке, приглашая коллег активно развивать исполнительскую культуру и заниматься пропагандой произведений азербайджанских композиторов. А через несколько дней ушел на фронт, в самую горячую его точку, чтобы возвращаться на родину только в воспоминаниях самых достойных соотечественников, членов семьи и коллег, неизменно воздающих ему должное как минимум в дни юбилейных дат. Благодаря распоряжению Президента Азербайджана Ильхама Алиева, стараниям министра культуры и туризма Абульфаза Гараева и народного писателя Анара в декабре 2008 года на фасадной стене дома №41 по улице Истиглалийят была установлена мемориальная доска, увековечивающая память видного государственного деятеля, писателя, основоположника азербайджанского театроведения Мамед Садыха Эфендиева. За это наша семья выражает сердечную благодарность. В честь моего отца названа и одна из центральных улиц Баку (напротив сада М.Ф.Ахундзаде). В стране издаются его труды, его творчество изучают ученые, а юбилей отмечают корифеи. Спасибо моим соотечественникам за умение быть благодарным тем, кто верно служил своему народу.
- Спасибо вам, Имруз ханым, за трогательный рассказ о достойном человеке и своей судьбе.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать