• среда, 17 Апреля, 00:08
  • Baku Баку 14°C

Вальс вразнобой

08 июля 2020 | 15:59
Вальс вразнобой

НРАВЫ
Буквально накануне переназначенный на должность глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан верен своей доктрине - дружить с кем угодно, только не с турками. Он заявил, что его коллеги из Евросоюза обсудят агрессивные шаги официальной Анкары на курдском направлении и, возможно, введут новые санкции к ней в дополнение к шагам, предпринятым в связи с бурением газовых скважин в экономической зоне Кипра.

В ответ на это министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу после домашней встречи с главой внешнеполитического ведомства объединенной Европы Джозепом Борреллом заявил, что если ЕС введет дополнительные санкции против Анкары, ответ последует незамедлительно.
Удары по «кошельку»
Теперь окончательно ясно, что коллективному Западу понравилось воевать против строптивцев посредством санкций - узаконят, например, инициативу в рамках дела Магнитского, применят вначале к высокопоставленным чиновникам России, а затем этому же документу применят статус «глобального», чтобы пугать иранских, северокорейских, некоторых африканских и даже… турецких инвесторов. Причем делают это в одностороннем порядке, словно двусторонние отношения для них - ничто.
Так вот, когда Евросоюз вводил санкции в отношении Турции из-за бурения в экономической зоне Кипра, было решено приостановить переговоры по заключению Всеобъемлющего соглашения о воздушном транспорте, а также повременить проведение совета ассоциации и дальнейшие заседания диалогов высокого уровня. Более того, ЕС ввел и финансовые ограничительные меры в отношении Анкары. «Совет одобряет предложение Еврокомиссии сократить объем... помощи Турции на 2020 год (имеются в виду субсидии, предоставляемые на период переговорного процесса о вступлении в ЕС), а также предлагает Европейскому инвестиционному банку пересмотреть свою кредитную деятельность в Турции, в частности, в том, что касается кредитования под суверенное обеспечение», - говорится в заявлении.
Совет ЕС подчеркнул, что Брюссель продолжит готовить новые санкции против Анкары. «Совет продолжает заниматься этим вопросом и, в соответствии с выводами Евросовета от 20 июня, предлагает верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини и Еврокомиссии продолжить работу над вариантами целевых мер в свете продолжающейся буровой деятельности Турции в Восточном Средиземноморье, - говорится в документе. - Совет будет внимательно следить за развитием событий и вернется к этому вопросу в случае необходимости».
Так в чем же дело? Лет десять назад на морском шельфе Кипра в обход интересов турецкой общины острова были найдены большие месторождения природного газа. В 2011 году американская компания Noble Energy обнаружила, в частности, месторождение «Афродита», запасы которого оцениваются примерно в 140 млрд куб. м. Анкара, оспаривающая границы исключительной экономической зоны Кипра, ранее направила в район судно «Фатих», а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о готовности страны защищать права турок-киприотов на шельфовые месторождения, в том числе с применением вооруженных сил.

Не более чем риторика

Эрдоган, в принципе, прав, потому что Евросоюз не является по определению однородным элементом. Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра политологических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, в последнее время слова официальных представителей межгосударственной структуры звучат диссонансом по отношению к их статусу:
- Как мы знаем, с 1 июля председателем в ЕС является Германия, а угрозы санкций озвучивает МИД Франции, и это несмотря на то, что глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Джозеп Боррелль побывал на днях в Анкаре в знак продолжения диалога.
Да, в настоящее время отношения между Турцией и Францией значительно обострились, особенно после недавнего инцидента между французским и турецким фрегатами у берегов Ливии, где Эрдоган поддерживает законное правительство Фаиза Сараджа в Триполи, а Макрон - мятежного генерала Халифу Хафтара.
Во-первых, связи с мятежниками сами по себе нарушают международное право и свидетельствуют о намерении создать конфликт на пустом месте. С другой стороны, сам Евросоюз горазд на красивые слова. Помнится, главы внешнеполитических ведомств этой структуры во время военных операций «резко и единогласно осудили вторжение Турции на север Сирии и дестабилизацию ситуации в регионе». Но дел за этими словами не последовало, и решения о вводе эмбарго на поставки оружия принято не было. Все осталось на уровне призывов в адрес стран - членов ЕС в будущем «не продавать оружие потенциальному агрессору». А потому думаю, что в настоящее время санкции также вряд ли коснутся турецкого правительства.
Есть еще один момент - не только НАТО, но и Евросоюз, судя по их доктрине, должен предотвратить дальнейшее сближение Турции с РФ и Ираном, поэтому Брюссель должен более трезво оценивать перспективы, находя компромиссные решения. С одной стороны, западные политики хотят следовать модному политическому поветрию, которое почему-то на средневековый манер называется «моралью», с другой - не слишком навредить своему союзнику по НАТО. Ведь по возможности стабильная и умеренно религиозная Турция, с западной точки зрения, может понадобиться на юго-восточном фланге Европы в качестве оплота против исламистских террористов, сирийско-ливийских мигрантов, Ирана и растущего влияния России.
А потому никто в Евросоюзе не намерен серьезно наказывать Турцию - при желании ЕС мог бы нанести серьезный экономический ущерб Анкаре, поскольку турецкая экономика на три четверти зависит от европейских потребителей, а экономические санкции, которые сейчас грозятся ввести США, - пока нечто далекое.
Более того, Турция - основной партнер в соглашении с Евросоюзом по мигрантам, которое было заключено в 2016 году и привело к резкому (!) сокращению числа беженцев в Греции. И в этом вопросе межгосударственная структура зависит от братской нам страны. Эрдоган, разумеется, знает об этом и поэтому регулярно угрожает расторгнуть сделку, и это отнюдь не шантаж, поскольку харизматический лидер действует реалистично и в соответствии с национальными интересами.
Если помните, Макрон сетовал на то, что у Евросоюза нет собственных военных подразделений. Возможно, он имел в виду, что в противном случае он мог бы заставить Турцию прекратить конфликт и отойти в сторонку в Сирии, «не путаться под ногами» в Ливии, «промолчать и утереться» в Греции и так далее.
Кстати, отношения ЕС с братской нам страной и без того очень напряжены из-за многочисленных методических разногласий, а если конкретно, из-за того, что поведение Эрдогана не укладывается в представления европейцев о том, что весь мир должен поддакивать им.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать