• четверг, 18 Апреля, 20:45
  • Baku Баку 21°C

Десуверенизация экономики и кадровая чехарда

11 июня 2020 | 11:11
Десуверенизация экономики и кадровая чехарда

ЭКСКЛЮЗИВ
Одним из главных направлений политической борьбы в ближайшие месяцы в Украине станут местные выборы, которые намечены на конец октября 2020 года. Между тем исполнился год со дня пребывания Владимира Зеленского на посту президента Украины. И как принято в таких случаях, аналитические центры и отдельные эксперты подводят итоги году минувшему, уточняют, насколько главе государства удалось выполнить свои предвыборные обещания.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью газете «Каспiй» доцента кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета, эксперта Российского совета по международным делам Александра Гущина.
- Правительство, назначенное Зеленским в прошлом году и состоявшее преимущественно из людей Пинчука и представителей транснационального влияния, благополучно им же отправлено в отставку, - говорит российский эксперт. - Это в некоторой степени позволило Зеленскому замедлить падение своего рейтинга и не допустить привязки неудач правительства к своим собственным ошибкам.
- Как так получилось, что ключевые посты были отданы вовсе не специалистам? Кто в этом виноват? А ведь последствия этого шага сказываются до сих пор…
- Конечно, можно многое списывать на коронавирус, на последствия карантина, который в Украине поначалу был довольно жесткий и нанес серьезный удар по малому бизнесу, сфере услуг, торговле. Но коронакризис - это следствие, падение промышленного производства началось еще в прошлом году, в период работы прежнего правительства, за ним последовало и падение ВВП, а в последние месяцы начали проседать и сфера услуг, и торговля.
Второе правительство немногим лучше, некоторые лица из его состава уже ушли, не проработав месяца, а само правительство является примером того, что Зеленский постарался, надо отдать ему должное, опереться не только на западных партнеров, но и на внутриолигархический баланс, где лидирующие позиции на данный момент у Ахметова. Но это только на первый взгляд лучше, чем было, ведь что касается компетенций, то они особенно не улучшились.
Более того, программа правительства, так и не одобренная Верховной Радой, мало сочетается с меморандумом, подписанным с МВФ. Она предусматривает даже некоторые элементы развития внутреннего производства и потребления, но это же правительство одновременно подписывает меморандум с МВФ, который предусматривает не только окончательную экономическую десуверенизацию, но и вмешательство, по сути, в систему управления, в судебную систему и т.д.
Понятно, что делается это в надежде на 5-миллиардный кредит, но переговорщики со стороны МВФ вряд ли позволят юлить - взять часть кредита, а потом попытаться не выполнить ряд обещаний. Характерно, что многие депутаты из правящей партии выступили против меморандума, окончательный текст которого долгое время вообще остается вне поля зрения общественности.
Сегодня в Украине наблюдается пятипроцентное с начала года падение ВВП. В этих условиях прогнозы премьер-министра о 5-процентном падении по итогам года выглядят маловыполнимыми, скорее всего речь может идти минимум о 7-8%. Кроме того, после снятия карантина обострится проблема рабочих мест, что может вызвать новую волну миграции.
Конечно, нельзя сказать, что Зеленский не пытался ничего сделать - сам факт отставки прокурора Рябошапки, министра финансов Маркаровой уже говорит о чем-то. Допускаю, что президент понимает многое из того, что происходит, но находится в стесненных условиях и превратиться по-настоящему в государственного деятеля, в субъекта стратегического действия в области социальной и экономической политики он пока не смог.
Еще один важный вопрос, на котором хотелось бы остановиться, - вопрос кадров. Это своего рода ахиллесова пята. Многие говорят, что людей грамотных нет, но сомнительно, что в 40-миллионной стране нет людей, вопрос, кого выбирать. Не исключаю, что скоро в правительстве появятся новые люди из числа, что называется, политических тяжеловесов прошлого.
Что касается Офиса президента, то внутри него шла и идет борьба. Сначала первую скрипку играл А.Богдан, потом, в силу, я бы сказал, психолого-политических обстоятельств, он был заменен А.Ермаком. Но последний также не действует с большим успехом, встречая серьезное сопротивление даже внутри своего офиса, конкурируя со своими заместителями.
Вся эта кадровая чехарда показывает, что Зеленский пока не нашел оптимальных вариантов решения проблемы. В последние дни речь идет о назначении на ответственные посты А.Ткаченко в Кабмине и Н.Потураева в Верховной Раде, что также вызывает очень много вопросов, исходя из их опыта и высказываний.
Остаются нереализованным и ряд прямых обещаний по проведению в стране аудита, борьбы с коррупцией. Более того, по тактическим вопросам наблюдаются альянсы между «Слугой народа» и «Европейской солидарностью» Порошенко.
- Как вы думаете, удалось ли Зеленскому достигнуть успехов в процессе урегулирования конфликта на Донбассе?
- Внешняя политика - важная проблема Зеленского. Да, гуманитарный трек можно записать в актив - это и освобождение задержанных лиц и моряков, и договоренности о точечном разводе сил вдоль линии соприкосновения в Донбассе. Все остальное - попытка создания консультативного совета, выполнение решений Парижской встречи в нормандском формате - не реализуется. И в этом нет ничего удивительного. Изначально все заявления о возможности проведения выборов в Донбассе одновременно с местными выборами в Украине казались слишком оптимистичными. Поэтому на данном этапе можно констатировать, что ключевые вопросы, а это вопросы именно политического урегулирования, не решены. Москва и Киев не имеют общего знаменателя по будущему Донбасса в составе Украины. Ни на какие более серьезные уступки Зеленский идти не может и не хочет, как в силу позиции западных партнеров, так и давления улицы, которая всецело принадлежит ультрапатриотам и националистам. А в последнее время наблюдается некоторое смещение правящей власти вправо, что тоже говорит о том, что в ближайшие месяцы о разрешении конфликта или даже просто выходе на реализацию ранее согласованных механизмов в духе проведения выборов и формулы Штайнмайера говорить не приходится.
- На днях вице-премьер украинского правительства Алексей Резников заявил о необходимости формирования нового - Будапештского формата по переговорам по Донбассу, куда в первое время не следует подпускать Россию, то есть переговоры должны вести Киев, Лондон и Вашингтон…
- На мой взгляд, это малореалистично. Будапешт или Будапешт+ это не реалистично. Во-первых, потому, что сами европейцы, да и другие предполагаемые участники, в том числе РФ, вряд ли пойдут на это. Что тогда делать с Нормандским форматом? Что такое должно случиться, чтобы в рамках Будапештского формата что-то сдвинулось с места? В этот формат заложена идея об усилении давления на Россию.
Во-вторых, это говорит о том, что Украина не пойдет на компромисс в духе минских соглашений и решения декабрьского саммита в Париже не будут выполнены в обозримой перспективе. Это, надо сказать, в целом соответствует и позиции значительной части украинского общества, потому что одно дело отвечать на вопрос: хотите ли вы мира вообще, а совсем другое отвечать на вопрос - какого мира и как его достичь.
Официально позиция Украины прежняя: сохранение статус-кво и недопущение проведения выборов до момента передачи границы. И это, заметьте, - стратегический курс на отказ от реинтеграции. Многое зависит тут и от позиции американских патронов Киева. Но Зеленский поступает правильно, что лавирует, не вставая ни на чью сторону, хотя, вероятно, украинский трек останется важным еще до ноября, а новый американский посол будет вплотную заниматься первое время именно этим вопросом. Однако не факт, что в случае победы демократов он может остаться в этой должности. Надо понимать, что появление пленок разговоров Байдена и Порошенко - это выстрел, скорее, в сторону Байдена. Характерно, что европейские послы и многие другие влиятельные силы на Западе открыто выступили против расследования этого вопроса.
В целом американские демократы по-прежнему контролируют многое в Украине. Так что, как минимум, до нового года, пока не выяснится ситуация в США, ни о каких серьезных подвижках и речи быть не может.
- В последнее время наблюдается падение рейтинга Зеленского. Как это скажется на местных выборах? Смогут ли сторонники действующего президента одержать убедительную победу?
- Очевидно, что при всех успехах Зеленского и его команды нельзя назвать полным завершение строительства новой архитектуры власти при том, что на местах «Слуга народа» не имеет того преимущества, которое имеет в парламенте, особенно в условиях децентрализации и большой роли мэров и местных советов. В этом контексте местные выборы для правящей партии, как и для ее конкурентов, являются едва ли меньшим испытанием, чем выборы парламентские. К тому же это усугубляется фактором все большего нарастания разногласий между местной и центральной властями с одной стороны и падением рейтингов правящей власти с другой.
Несмотря на большое внимание к местным выборам со стороны национальных партий, именно у мэрских проектов есть все шансы добиться не только успехов на выборах, но и провести значительную часть своих депутатов в местные советы и сформировать там большинство. Даже если «Слуга народа» попадет в местные советы, то ей придется там, скорее, формировать коалицию и далеко не факт, что она будет лидером в ней. С другой стороны, многое будет зависеть от того, как вообще будет формироваться список «Слуги народа» в том или ином регионе и насколько он будет монолитен изнутри. По крайней мере сегодня у мэрских проектов есть все шансы. Они фактически возглавили движение против карантина, который нанес большой удар по малому бизнесу и сфере услуг. И это популярно у граждан. Сегодня сомнительно, что «Слуга народа», даже в случае точечных успехов, сможет обеспечить себе очень благоприятный результат на местах.
В этих условиях, а также принимая во внимание общую политическую и экономическую ситуацию в стране и падение рейтинга правящей партии, вновь встает вопрос о досрочных парламентских выборах. Это особенно важно в условиях фактического развала монобольшинства в Верховной Раде, в которой все сложнее и сложнее обеспечивать единство фракции и договариваться с депутатами о единодушных голосованиях.
- Как вы думаете, можно ли расценивать Зеленского как неудачника прошлого года?
- Нет, конечно. Зеленскому удалось удержаться, он сегодня стремится к более серьезным кадровым ротациям. Падение рейтингов правящей партии и лично президента Зеленского нельзя назвать обвальными. Особенно это касается личного рейтинга Зеленского, который хотя и сократился до 40-43%, но все же остается довольно высоким, принимая во внимание то, какие испытания пережила Украина за прошедший год: коронакризис, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, ошибки правительства А.Гончарука и его последующая отставка и т.д. Зеленский остается ведущим политиком Украины, который в случае проведения сегодня гипотетических президентских выборов вновь довольно легко выиграет первый тур с результатом едва ли не большим, чем тот, который был продемонстрирован им в первом туре прошлой весной.
Тем не менее тенденция к падению рейтинга президента есть, и если она продолжится, то проигрыш местных выборов будет очень серьезным ударом для правящей власти, которая не сделала главного - не сформировала свою стратегию развития, свое целеполагание, а скорее балансирует с целью удержаться у руля.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
Брно, Чехия
banner

Советуем почитать