• четверг, 25 Апреля, 10:14
  • Baku Баку 14°C

Совершенно адекватно

10 июня 2020 | 10:59
Совершенно адекватно

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Турции не занимать опыта в создании и выводе на новые рельсы военно-промышленного комплекса, однако одними танками и автоматами, вертолетами и гаубицами проблему не решить - нужно смотреть вперед, с учетом требований века современных технологий.
Главная цель руководства братской страны - до 2030 года довести деятельность государственного агентства по вопросам оборонной промышленности до уровня хотя бы Великобритании и Франции.
В этой связи понятно намерение руководителя этой структуры Исмаила Демира соблюсти принципиальные договоренности по второму этапу поставки российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400, тем более что в обеих странах в упомянутых рамках ведется конкретная работа. В частности, турецкие инженеры обучаются и стажируются в РФ, продолжают в бюро работу над национальными образцами противоракетных установок Korkut и Hisar.
Сирийский синдром
Турецкая армия - одна из самых сильных в мире в основном за счет морально-волевых качеств личного состава, однако в технологиях она значительно уступает не только США, России и Китаю, но и некоторым странам коллективного Запада, что показала ситуация в Сирии. Турция, привыкшая «утюжить» противника, была не приспособлена к прокси-войнам, особенно с участием боевиков так называемого «Исламского государства», бомбивших ее населенные пункты под прикрытием приграничных поселений соседней страны.
Но чтобы понять, что представляет собой нынешняя турецкая армия, над чем работает ВПК и как выглядит ее военная доктрина, вернемся к 18 февраля 1952 года, когда братская нам страна вступила в НАТО, став таким образом одним из самых ранних членов альянса, опередив, например, Германию и Испанию, хотя это был вопрос времени. Понятно, что до распада СССР официальная Анкара активно готовилась к столкновению со странами Варшавского договора - именно на такую войну были ориентированы все системы вооружений, военная доктрина и структура армии.
А потому не секрет, что в то время она исправно получала западные, преимущественно американские, образцы техники и военные технологии, что позволяло не так сильно тратиться на развитие собственного оборонного и военно-научного потенциала. Иными словами, практически все, чем оснащалась тогда турецкая армия, имело западное происхождение, было импортировано или «собрано отверткой» на местных предприятиях.
Со времен янычаров профессия военного в Турции всегда имела высочайший престиж, а потому, говорят, там даже девушку не выдают за человека без военного билета и хорошей репутации.
Необходимость в содержании многочисленной хорошо оснащенной призывной армии исторически обосновывалась в сознании общества достаточно развитой национальной идеей, так как страна практически всегда находилась в окружении враждебных или недружественных стран. Главным врагом считался Советский Союз - вплоть до того, что регионы, примыкавшие к советской территории, развивались по остаточному принципу: дескать, в глобальной войне они все равно будут разрушены. Традиционно сложные отношения складываются с Ираном, а также с бывшими владениями Османской империи вроде Греции (из-за этого Афины даже на несколько лет вышли из военных структур НАТО, полагая, что ради них США «выгонят» Анкару из альянса), Болгарии, Сирии и Ирака. Остальное читатель помнит, так как все происходило на его глазах - процессы, встряхнувшие мир на рубеже 1980-1990-х, не могли не сказаться на турецкой внешней политике и всех ее военных и военно-технических производных. Варшавского договора не стало, СССР распался и больше не имел с Турцией общих сухопутных границ. Иран с 1980 года был обременен западными санкциями, прочие сопредельные страны поодиночке выглядели явно слабее хорошо вооруженной и амбициозной Турции.
Времена меняются
После того, как не стало СССР, как главной угрозы НАТО, американцы стали скупее передавать Анкаре военные технологии, а акцент в развитии армейского строительства начал обоснованно смещаться на противодиверсионные и антиповстанческие операции. Причина - тотальные нападения боевиков «Курдской рабочей партии» и совершаемые ими в населенных пунктах террористические акты, находящие на Западе «понимание и сочувствие».
Целые моторизованные бригады или мотострелковые дивизии стали трансформироваться в бригады специального назначения, больше всего ориентированные на действия против повстанцев (прежде всего курдских) в сельской или горной местности. И эти силы уже не были предназначены для боев на передовой глобальной войны. Исходя из нового анализа угроз, изменилась и сама структура развития ВПК - от производства крупногабаритных систем в кооперации с НАТО Анкара поэтапно перешла к созданию своей легкой бронетехники, легких морских платформ (катеров, корветов), военных беспилотных летательных аппаратов. Разрабатываются также собственные боеприпасы, системы стрелкового и артиллерийского вооружения.
Имели значение и геополитические соображения, так как НАТО буквально «доил» союзников. После того, как к власти пришла команда во главе с Эрдоганом, Турция начала утверждаться не только в качестве мощного регионального игрока, но и как страны с глобальными амбициями. Имеется в виду повышение ее роли в международных организациях, и не только таких, как ООН, но и в самом НАТО, где Турция имеет вторую по численности армию. Такие амбиции требуют солидной основы в виде разработки масштабных и сложных национальных систем вооружения.
И страна оказалась готовой к новым реалиям - десятки ее компаний участвуют в создании продукции военного назначения, но все же делать в одиночку высокотехнологичный продукт ей пока не под силу. Партнерство с Западом было бы оптимальным, но для современной Турции (все еще члена НАТО) в этом отношении существует ряд ограничений - страны ЕС давно бичуют ее внутреннюю политику за «нарушение прав человека», что выражается в отказе от сотрудничества в тех или иных проектах.
Непросто складываются отношения и с США: начиная с администрации Обамы руководство Белого дома склонно видеть в турецком президенте слишком ненадежного и своевольного союзника, поощрять амбиции которого не стоит. Тем более это ощущается на фоне приобретения российских ЗРК С-400, из-за чего Анкара подверглась санкциям.
Но Эрдоган держится, продолжая налаживать отношения как с Москвой, так и с Вашингтоном.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать