• четверг, 28 Марта, 23:46
  • Baku Баку 13°C

А вы, друзья, как ни садитесь…

03 июня 2020 | 12:52
А вы, друзья, как ни садитесь…

РЕГИОН
Если бы не сообщение о том, что в северной части Сирии пару дней назад было создано политическое объединение «Партии национального единства курдов», можно было и не догадываться, что на относительно небольшом отделившемся от Дамаска участке земли насчитывается 25 этнических общин, не общавшихся между собой и не признающих друг друга.
Потому становится понятным, что это всего лишь номинальный «союз», от которого единением и не пахнет - прямо как в «Квартете» дедушки Крылова, где музыканты менялись местами и инструментами, садились рядом и на отдалении, а нужных звуков так и не извлекли.
Правда, Вашингтон, который вложил душу в сепаратистское образование имени себя любимого, придумывает всякие технологии (то партию «Сирийские демократические силы» создаст под курдских боевиков, то их «посольство» откроет за океаном, то митинги против Анкары организовывает), но ничего у него не срастается на этой ниве.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы с первого взгляда догадаться - в планы Госдепа и администрации Белого дома входит объединение курдских племен по принципу жесткого «демократического» централизма, то есть как скажут командиры так называемых «Отрядов народной самообороны», так тому и быть. И никого не должно удивлять, что от их имени договор подписывали гражданские политики из «Сирийских демократических сил» (СДС) во главе с Мазлумом Абди. «Первый шаг процесса внутрикурдского диалога был успешным, - написал Абди в Twitter. - Мы перешли ко второму этапу и надеемся, что политические партии будут учитывать интересы, будущее и ожидания людей. Вместе мы победим и напишем нашу историю».
На самом деле он возглавляет десять партий, остальные же 15 входят в «Курдский национальный совет» (КНС), то есть диалог ведут два блока с учетом интересов прочих игроков, а потому споры будут вечными и диалог прервется, едва начавшись.
Еще одна особенность - КНС был основан не в Дамаске, а в столице курдской автономии Ирака Эрбиле при поддержке ее президента Масуда Барзани с целью соперничества с СДС за влияние среди сирийских курдов. И обвинения были стандартные - сотрудничество с правительством Башара Асада. Так вместо объединения интересов возник очередной раскол в этносе, который некоторые аналитики считают единым.
Как заявил на днях член руководства КНС Мохаммед Исмаил, «если есть соглашение с СДС, это будет всеобъемлющее соглашение, которое будет включать все аспекты: политический, административный, военный и экономический». При этом он отметил, что «эти встречи поддерживаются и контролируются американцами».
Не обошлось здесь и без участия французов - с неделю назад бывший глава КНС и действующий член его комитета по международным отношениям Ибрагим Биро заявил, что «уже почти год французы, с одной стороны, и недавно американцы пытаются сблизить курдские круги, чтобы помочь разрешить разногласия». «Встречи, которые были проведены до сих пор, являются значительными, и на постоянной основе обсуждались политические темы, тем не менее до сих пор не было твердого соглашения. Пока существуют политические споры и разногласия последних нескольких лет, будет сложно представить соглашение в ближайшем будущем», - добавил он.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, оптимизм по поводу результатов переговоров по курдскому единству является преждевременным:
- Посреднические усилия США и Франции продолжаются в течение долгого времени, но пока эти потуги ни к чему не привели - стоит осложниться ситуации, напряженность между упомянутыми структурами усиливается. Так было в последний раз и в прошлом году, когда Вашингтон с Парижем попытались стать посредниками. Так что такие «подвижки», по поводу которых лидеры сепаратистов источают оптимизм, происходят не первый раз.
Однако за кулисами мы наблюдаем активное движение со стороны других иностранных игроков, вроде ОАЭ и главное - России. По поводу официального Абу-Даби – скорее всего, это саудовский королевский дворец устами наследного принца Эмиратов Мухаммада бен Заида аль Нахайяна выражает недовольство проводимой Анкарой политикой в Сирии и Ливии. Особенно это было заметно в минувшую неделю, когда СМИ, подконтрольные правящей Партии справедливости и развития, дружно написали, что упомянутый наследник престола «имеет прямое отношение к вражде с Турцией», а глава внешнеполитического ведомства братской страны Мевлют Чавушоглу прямо объявил Абу-Даби «новым врагом, нападающим на Турцию».
Вместе с тем и аль Нахайян не остался в стороне, проявив в последнее время небывалую активность своим участием в процессах касательно Ливии и Сирии. На прошлой неделе состоялась телеконференция между Францией, Египтом, Грецией, Южным Кипром и ОАЭ, по итогам которой были приняты решения не в пользу Анкары. Представители этих стран отметили, что «действия Турции в Ливии создают опасную ситуацию для соседних африканских стран и для стабильности Европы». По всей видимости, все идет к тому, что ОАЭ станут официальными оппонентами Турции не только в Сирии, но и в Ливии.
Однако основная опасность для американцев исходит от России – так, на днях ее президент Владимир Путин издал указ, судя по которому, Кремль намерен расширить военную инфраструктуру на Ближнем Востоке. Как следует из текста указа, «для размещения авиационной группы ВС РФ» на территории Сирии российская сторона просит передать ей «дополнительное недвижимое имущество и акваторию моря». Минобороны РФ совместно с МИД поручено провести переговоры с сирийской стороной и подписать необходимый протокол, что означает одно - принципиальное согласие Башара Асада получено.
Иными словами, Москва расширяет свое присутствие и постарается в ближней перспективе либо заручиться поддержкой курдов, либо физически подвинуть их на севере Сирии, и она вполне может это сделать, после чего Вашингтон останется без плацдарма, в который вложено десятки миллиардов американских долларов и десятки тысяч курдских жизней. Мы привыкли к тому, что для этого этноса человеческая жизнь символична, но для заокеанских политиков деньги играют главную роль, да и вообще у них нет привычки по-философски относиться к «презренному металлу».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать