• пятница, 29 Марта, 04:16
  • Baku Баку 7°C

Защита рабочих мест

12 мая 2020 | 18:24
Защита рабочих мест

НА ЗЛОБУ ДНЯ
К пандемии коронавируса не была готова ни одна страна мира, поэтому человечеству пришлось действовать в рамках сложившихся обстоятельств. Эпидемия сказалась на всех областях нашей жизни, и если в каких-то сферах деятельность продолжалась, то в других она на время карантина полностью прекратилась.
Пока нет никаких препаратов и вакцины, предназначенных именно для лечения коронавируса. Но эффективность борьбы зависит от каждого из нас. Врачи борются с вирусом в больницах, рискуя собственным здоровьем, тогда как от большинства из нас требуется куда более безопасный способ - просто находиться дома.
Как известно, многие предприятия и организации на время карантина закрылись и работников распустили по домам. Кто-то из них, скажем, учителя, продолжили работать дистанционно, а у кого-то получился вынужденный простой, и многие в связи с этим задаются вопросом: где брать деньги на еду и оплату коммунальных услуг, оставшись без работы?
Если раньше, до пандемии, одним из самых актуальных трудовых вопросов было создание новых мест и обеспечение работой безработных, то сейчас не менее актуален вопрос сохранения за людьми их нынешних мест. Сотрудникам госучреждений по этому поводу волноваться не пришлось, им гарантировали выплату зарплаты на период карантина. Те же педагоги получат зарплату в прежнем объеме. Совсем иная ситуация сложилась во многих частных объектах: там уже с первых дней карантина сотрудники жаловались на то, что их собираются отправить в неоплачиваемый отпуск, а то и вовсе уволить.
Напомним, что в конце марта из-за распространения коронавируса в Азербайджане ввели мораторий на расторжение трудовых договоров. В связи с этим государственному сектору были даны соответствующие указания. Что касается частного сектора, то и с него не снималась социальная ответственность - эти предприятия также не должны были расторгать трудовые договора. Конечно, тут не мог не возникнуть вопрос: как может работодатель выплачивать сотрудникам зарплату, не получая никакого дохода в месяцы простоя? Но государство предоставляет предпринимателям необходимую поддержку, чтобы не допустить сокращений. В немалой степени оно компенсировало обратившимся понесенные убытки.
Не допустить сокращений
Тем не менее, по-прежнему нередки факты, когда работодатели увольняют сотрудников в это сложное для всех время без всяких на то оснований. Многие из уволенных на рабочем месте не числились, то есть были частью системы нелегальной занятости. Они не имели никаких прав, потому и протестовать теперь не могут. Другое дело те, кто был оформлен официально. Лишиться работы очень болезненно в любое время, но сейчас найти новое место работы может быть особенно непросто.
Напомним, что в Плане мероприятий Кабинета министров по реализации исполнения Распоряжения Президента Азербайджана от 19 марта 2020 года «О ряде мер по снижению негативного влияния пандемии коронавируса (COVID-19) и вызванных ею резких колебаний, происходящих на мировых энергетических рынках и рынках акций, на экономику Азербайджанской Республики, макроэкономическую стабильность, вопросы занятости в стране и субъектов предпринимательства» говорилось, что будет проведена соответствующая работа по недопущению необоснованных увольнений, сокращений и удержания отпускных оплат работников государственного сектора. Сейчас в госсекторе трудится 910 тысяч сотрудников.
Также в целях недопущения необоснованного увольнения, сокращения работников по негосударственному сектору в апреле-мае обеспечивается ежедневный контроль над работодателями, охватывающий 664 тысячи работников негосударственного сектора.
В документе среди основных направлений указаны защита рабочих мест, обеспечение поддержки занятости и социального благополучия.
Справедливость восстановлена
Плохая новость: некоторым работодателям никто не указ. Но есть и хорошая: с такими фактами борются и возвращают людей на работу, которой их незаконно лишили. Так, Государственная служба трудовой инспекции при Министерстве труда и социальной защиты населения Азербайджана восстановила на рабочих местах более 700 работников, трудовые договоры которых расторгнуты в период карантина.
Служба ежедневно контролирует подсистему «Уведомление трудовых договоров» и в рамках этих мер связывается с работодателями, которые внесли в нее информацию о расторжении трудовых договоров, уточняет причины, и если расторжение не соответствует законодательству, обеспечивает восстановление этих работников.
Как рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» вице-президент Федерации профсоюзов «Хидмет-иш» Джамаладдин Исмаилов, можно только приветствовать тот факт, что Минтруда борется с незаконными увольнениями. Но таковых может быть куда больше, чем 700, и каждый случай необходимо тщательно расследовать. Однако сотрудников трудовой инспекции пускают далеко не на все предприятия, а разбираться дистанционно не всегда получается.
- Надо начать с того, чтобы сотрудники данной структуры могли спокойно осуществлять проверки на всех предприятиях без исключения, причем приходить с инспекцией неожиданно, а не когда их ждут и успели подготовиться к визиту, - считает он.
Во главе угла – закон
По мнению Дж.Исмаилова, логично, что ни один работодатель, уволивший или сокративший своего сотрудника, не признает, что сделал это незаконно, он постарается найти причину. Однако любое увольнение придется обосновать.
- Причин для незаконного увольнения может быть множество. Например, начальник взял на работу молодую симпатичную сотрудницу, имея на нее личные виды. Если она не оправдает его надежд, то ему наверняка захочется отомстить ей, уволив. И такие случаи имеют место. Или же руководитель захочет принять на место сотрудника кого-то из родственников или друзей.
Иногда сотрудников сокращают, например, под предлогом закрытия того или иного отдела или департамента. А потом проходит пара месяцев, глядишь - открылся отдел с похожими функциями, куда приняли уже совершенно других сотрудников - угодных начальству, - рассказывает эксперт.
Оснований для законного увольнения может быть множество: скажем, сотрудник пришел на три часа позже, чем надо, в то время как был особенно нужен, или же несколько дней не появлялся на работе без уважительной причины, или же отличался недисциплинированностью, или нанес вред имуществу компании… Но, как отмечает Дж.Исмаилов, прежде чем уволить за что-то, должны быть предварительные выговоры, предупреждения, а если сразу последовало увольнение, это вызывает подозрение.
- Наш профсоюз не раз восстанавливал незаконно уволенных людей на их рабочем месте, но скажу честно, на это уходит немало сил и времени. Все очень непросто, но добиться справедливости можно, главное - не опускать руки и верить в себя.
Однажды мы вернули на работу уборщицу, которую уволили, не имея на то права. Также мы долго боролись в связи с восстановлением экспедитора - на это ушло два года, мы дошли до самых высоких судебных инстанций. Работодатель обвинял его в том, что тот якобы вывозил лишний товар, но проверка показала безосновательность данных обвинений. В итоге мы победили, человека восстановили на работе.
Если на предприятии или в организации есть профсоюз, человеку куда проще, ведь когда работодатель захочет его уволить, он сначала должен получить разрешение профсоюза. На рассмотрение дела дается 10 дней, после чего он выносит решение - законно данное увольнение или нет. Но не всегда все проходит гладко. По закону профсоюз - это свободное объединение работников, но профсоюзные лидеры являются сотрудниками того же предприятия, а значит, зависят от работодателя. Если они вынесут «неправильное» решение, то и сами могут стать жертвами увольнения, так что тут все неоднозначно, - отметил он.
Такое временами происходило и до пандемии, а в период карантина увольнений и сокращений стало больше. Но как говорит эксперт, чаще всего работодатели убеждают работников написать заявление об уходе «по собственному желанию». В этом случае что-то доказать проблематично, а то и вовсе невозможно.
- Такого рода проявления беззакония есть везде. Нельзя сказать, что, допустим, в строительной сфере они есть, а в образовательной - нет. Просто где-то подобное происходит реже, где-то - чаще. Особенно уязвимы те, кому более 45 лет. Они чаще всего становятся жертвами незаконного увольнения, и им тяжелее, чем молодым, заново трудоустроиться. Большинство работодателей предпочитает сотрудников лет 25-30, причем имеющих опыт работы, что встречается крайне редко. Что касается людей, которым до пенсии осталось всего ничего, то они нуждаются в наибольшей защите, - считает Дж.Исмаилов.
Работодатели должны, наконец, понять, что им необходимо руководствоваться Трудовым кодексом, а не собственными приоритетами. Сейчас же на первый план для многих из них выходят личные предпочтения, и они совершенно не боятся наказания.
Дж.Исмаилов уверен, что деятельность работодателей должна контролироваться гораздо строже, чем сейчас, и по отношению к нарушителям необходимо применять соответствующее наказание. Более того, те, кто замечен в игнорировании закона однажды, должны быть взяты под особый надзор, и если они вновь пойдут против установленных правил, надо лишать их лицензии на деятельность.
Елена АСТРАЛЕВА
banner

Советуем почитать