• пятница, 19 Апреля, 23:31
  • Baku Баку 24°C

Странный казус

08 мая 2020 | 16:15
Странный казус

ПОБЕДА-75
С высоты пройденных лет мы все больше начинаем осознавать, какой рывок вперед сделали азербайджанцы, создав национальное государство. В советское время паспортистки и иные мелкие чиновницы, в основном представительницы других народов, как попало вписывали в документы имена и фамилии наших дедов и прадедов.
Еще хуже было, когда, допустим, солдат попадал в расположение воинской части за пределами республики - там вообще иногда писали коротко и ясно - «оглы». А когда грамотные люди им пеняли, что вы имеете дело с документом, который «сопровождает» человека по жизни, те отвечали: а какая разница…
Что из этого вышло, расскажу на примере «неизвестного солдата», часть наград которого, вплоть до медали «Золотая Звезда», объявилась 70 лет спустя после того, как он был объявлен без вести пропавшим.
Было или не было
Наш герой - Гасымов Беюкага Агагасым оглу родился в 1925 году. В армию был призван «рядовым тов. Гасымовым Беюк Ага Беюк оглы» в феврале 1943 года из поселка Папанино Али-Байрамлинского района (статус города ему был придан два десятилетия спустя в ходе строительства ГРЭС). Несколько касаний пера начальника 2-й части местного военкомата «тов. Вартанова», поставившего свою подпись под справкой, почему-то подмахнул военком «тов. Алекперов», которому было начихать на судьбу соплеменника.
Таким вот нелепым шлепком судьбы юноша попал в расположение 134-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, где он превратился в отважного солдата, спустя месяц после боев удостоенного медали «За отвагу». Еще через пару месяцев он был удостоен ордена «Боевого Красного Знамени» и медали «Боевой славы», а к концу 1944 года представлен к медали «Золотая Звезда», но получить ее не успел.
Именно под этим именем в местный военкомат по адресу их семьи пришло извещение о том, что 6 января 1945 года «рядовой Гасымов Беюк Ага Беюк оглы» пропал без вести. «Товарищи» Алекперов и Вартанов вызвали его отца, сообщили весть и предложили принять правительственные награды, кроме «Золотой Звезды», о которой пока не было достоверной информации.
Однако отец и брат отказались забирать «железки», заявив, что не верят в его гибель, мол, вот он сам приедет, ему и вручите в торжественной обстановке. И, судя по логике, они были правы - мало ли семей получали даже похоронки, а солдат возвращался - всем смертям назло – живым и здоровым.
Короче, семья Гасымовых тоже прождала своего солдата долгие десятилетия, а бюрократического пояснения так и не дождалась. Со ссылкой на то, что человек пропал без вести, в местном органе социального обеспечения и соответствующем министерстве отказались даже назначать пенсию его отцу (родственники 1-й категории имели на это право, ну, а наш герой, которому на момент призыва было неполных 18, не был женат).
Однако поскольку по печальной традиции действуют правила «нет человека - нет проблемы» и «нет бумаги - нет человека», то и родственники «не существующего» Беюкага Гасымова были обделены полагающимися привилегиями. Видите ли, тогда правила были такие, что экономия бюджета поощрялась в соответствии с формулировкой «экономика должна быть экономной», а чиновники за это получали немалые премии. Да и удовольствие для них немалое при виде собравшейся очереди просителей и жалобщиков, а когда им выпадала возможность сонливо потянуться и прямо в глаза кому-нибудь, за исключением начальства и проверяющих, брезгливо сказать «приходите завтра», так это вообще был такой кайф - хоть картину пиши с натуры…
А потому получается, что лучше бы наш герой не пропал без вести, а жил другой судьбой. Ведь сколько было превратностей… Из истории мы помним, как боевой офицер, Герой Советского Союза за оплеуху штабисту попал в лагеря и возвратился домой уже после смерти «вождя народов» в простой фуфайке. Но ведь возвратился же и даже имел возможность вернуть награды, а тут - раз, и надежда на все погасла.
Везет же людям…
Гасымову Беюкага Агагасым оглу в некотором смысле повезло - память о нем не канула в лету благодаря племяннице Назлыханым Гасымовой, которая более 30 лет искала сведения о своем дяде. «В какой-то момент я даже подумала, а может, правы те, кто считает эту затею бесполезной, но все же не опускала рук. Писала в Министерство обороны СССР, затем - независимого Азербайджана, во всевозможные архивы, даже к следопытам обращалась, и все это время жила надеждой, что обязательно появится хоть какая информация. Может, он остался где-то в странах когда-то обширного социалистического лагеря, женился, обзавелся своей семьей - мало ли людей после войны строили судьбы подобным образом. Ответа на эти вопросы так и не получила, тем не менее, теперь меня согревает справка из военкомата, материализующая подвиги моего дяди», - делится она впечатлениями от документа, поступившего в ее распоряжение в феврале этого года.
Действительно, иногда весьма причудливы грани судьбы - в советское время газеты шумели громкими заголовками о том, что награда нашла героя спустя 10 или даже 40 лет, но уже после развала единой страны таких сообщений стало все меньше - может единицы за год. А потому даже видавшие виды люди удивились, когда спустя семь десятилетий семья Гасымовых получила официальное извещение, пусть даже не о жизни своего героического дяди и дедушки, но хотя бы о его наградах, являющихся наглядным свидетельством короткого, но полного смысла боевого пути.
Раньше в городе Ширван (новое название Али-Байрамлы) был один Герой Советского Союза. Ему повезло гораздо больше. Во-первых, звали его проще - Ширин Шукюров, так что ни в паспортном столе, ни в военкомате, ни в воинской части ошибиться было невозможно, а во-вторых, он вернулся после войны домой и до самой кончины общался с однополчанами, ходил по школам, рассказывая о важности патриотизма. Теперь благодаря усилиям Назлыханым Гасымовой в городе появился еще один Герой. Для населенного пункта это безусловная радость, но не станет ли она «обузой» для местных чиновников? Ведь если серьезно, нужно в честь этого человека, верой и правдой отличившегося в общей борьбе против фашистов, улицу называть, парки и скверы разбивать. А почему бы и нет?...
Вместо послесловия
Эта история как раз из серии, когда нужно менять в корне методику, когда правоведам и депутатам следует сесть за стол и пояснить общественности смысл некоторых понятий. Что имеют в виду чиновники под неясным определением «без вести пропавший», которым они наделили десятки тысяч людей? Им легко списывать все на систему, которая всех спишет, но представляют ли они себе тяжесть собственного проступка, когда ставят «клеймо» на конкретном человеке, и оно висит на нем и его близких спустя даже десятилетия. Ведь эти близкие, не имеющие на руках факта или бумаги о смерти, надеются, ждут, для них каждый шорох за дверью, каждая тень за поворотом имеет особое значение.
Как совершенно точно заметила Анна Ахматова в стихотворении памяти защитников и блокадников Ленинграда, «для славы мертвых нет». Это так и никак иначе, но зато есть огромная разница между словами «погиб» и «пропал без вести». Поначалу эта разница позволяла очень многим и очень долго надеяться на чудо, а чиновникам - греть руки на человеческом горе. Но со временем, когда надежды уже не остается, становится ясно, что в словах «пропал без вести» очень много несправедливости. Да, слава находит мертвых, но не находит безымянных.
В категорию безвестных люди у нас попадали крайне просто - достаточно было в пылу наступления не похоронить погибшего солдата, а ведь на полях Великой Отечественной осталось не захороненными более миллиона бойцов. Все они, уходя на фронт, вправе были рассчитывать хотя бы на добрую и светлую память. Но о них забыли, их предали, оставив в лесах и болотах…
Честно сказать, в истории Азербайджана тоже есть что-то подобное, вспомним хотя бы мартовский геноцид 1918 года, когда опись велась приблизительно, и часть жертв так и осталась «за скобками». А потом на месте захоронения раскинулся парк имени С.М.Кирова, где счастливые поколения не отягощенных памятью людей пели, танцевали и клялись построить самое светлое будущее на свете. А ведь как вспомнишь, что кости «неизвестных» даже не солдат, а безвинно убиенных мирных жителей хрустят под ногами - это горько, больно и, по меньшей мере, несправедливо.
Да, война в любом ее проявлении - особая страница в жизни каждой страны, независимо от того, нападает она или защищается. В том смысле, что в этот период истории человеку не всегда воздается по делам его, в отличие от библейских утверждений. Да, шальная пуля, осколок, снаряд или какая другая трагическая неизбежность войны оборвали миллионы жизней - на взлете или в самом начале судьбы. Много было бойцов, во время Великой Отечественной героически, стойко сражавшихся - кто месяц, кто все четыре года, но погибших даже после 9 мая 1945 года. Кто-то из них просверлил дырочку для одной медали, у кого-то была полная грудь предметов гордости. Много и тех, кому выпал на войне более счастливый жребий - они остались живы, но однако своих наград не получили и до самой смерти не догадывались о них. Во всех случаях с несправедливостью нужно бороться, невзирая на сроки, нужно исправлять ситуацию всем миром, чтобы люди знали, что для правительства человек - не просто справка или выписка из приказа, а носитель судьбы, причем не частной биографии, а судьбы, переплетенной всеми нитями с планидой, выпавшей на долю Родины.
Вы знаете, почему рухнули древние «непобедимые» империи? Правильно, из-за короткой памяти и из-за нулевой цены человеческой жизни. Так вот, у нас есть возможность, пусть и запоздалая, исправить несправедливость - обнародовать и сохранить имена этих людей в семейной памяти и в истории нашей страны. Не собирать их в энциклопедии тиражом в 1-2 тысячи экземпляров, и не вспоминать о них от юбилея к юбилею, а чтить и помнить во все времена.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать