• пятница, 19 Апреля, 04:15
  • Baku Баку 18°C

Пашинян уходит от ответа

07 мая 2020 | 14:35
Пашинян уходит от ответа

КОММЕНТАРИЙ
Позиция Армении по карабахскому урегулированию не изменилась. Об этом заявил на правительственном часе в парламенте премьер-министр Никол Пашинян, отвечая на уточняющий вопрос депутата Тиграна Уриханяна о недавнем заявлении главы МИД России Сергея Лаврова.
Комментируя вопрос, есть ли документы, предусматривающие поэтапное урегулирование карабахского конфликта на основе взаимных уступок, Пашинян заявил, что ранее не раз высказывался по этому вопросу и не видит необходимости повторяться.
Фактически армянский премьер уклонился от прямого ответа на поставленный вопрос фразой «нельзя в сотый раз повторять одно и то же. Я не могу постоянно успокаивать беспокойных».
Речь идет о документе, принятом в апреле 2019 года в Москве на встрече глав МИД России, Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ и предусматривающим поэтапное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта.
Новая внешняя политика?
Армения выстраивает совершенно новую внешнеполитическую концепцию, демонстрируя свою состоятельность. Об этом, выступая в парламенте в минувшую среду, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, при этом подчеркнув, что страна-агрессор больше не намерена мириться со статусом «третьесортной страны» и будет позиционировать себя как государство, с чьим мнением должны считаться.
Видимо, Пашинян отлично знает, в какой «табели о рангах» находится его страна. Однако даже если Армения, по словам Пашиняна, с уважением относится к своим иностранным партнерам, она не может требовать аналогичного отношения к себе по той простой причине, что уважение следует заработать конкретными делами, как, впрочем, и деньги, а не требовать или просить милостыню.
Между тем существуют определенные риски, исходящие из озвученной позиции, но, по заверению Никола Воваевича, он и его команда уже сделали выбор и в дальнейшем будут руководствоваться именно этим принципом.
Сумбурные по сути заявления армянского премьера, как и всегда, были рассчитаны на внутреннюю публику, поскольку трудно себе представить, как он будет требовать от мирового сообщества уважения к себе, если все, что говорит, является ложью и позерством. При этом он требует от собственного дипломатического корпуса полностью адаптироваться к новым правилам игры, поскольку «не все сотрудники приняли его резкие подходы».
В самый разгар его красноречия прозвучал вопрос депутата от «Процветающей Армении» Наиры Зограбян об отсутствии реакции после заявлений главы МИД России Сергея Лаврова и главы Минобороны Азербайджана Закира Гасанова по карабахскому урегулированию, приведший Пашиняна в бешенство.
Премьер взорвался, как пороховая бочка, заявив, что ни один лидер не был столь откровенным по этому вопросу и не выражал своей позиции настолько четко, в очередной раз заявив, что «урегулирование должно быть приемлемым для народов Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана».
«Моя позиция не изменилась с мая 2018 года ни на йоту», - в запальчивости бросил армянский премьер, признаваясь таким образом в том, что именно он срывает выстроенный на протяжении долгих десятилетий переговорный процесс.
Неслучайно министр обороны Азербайджана Закир Гасанов на встрече с руководством Вооруженных сил страны заявил, что вероятность возобновления военных действий резко возросла, и обусловлено это провокационными действиями армянской стороны.
Баку настроен конструктивно
В одном можно согласиться с армянским премьером - это в том, что урегулирования карабахского конфликта должны хотеть все его стороны. «По общению с президентом Азербайджана я чувствую, что он настроен конструктивно (кто бы говорил ?! - Ред.) и хочет решения вопроса, как и посредники в переговорах - Россия, Франция и США», - заявил Пашинян. Однако он не сказал важного - того, что этого не хочет армянская сторона.
Причина кроется в том, что власти Армении, ведя переговоры, учитывают лишь экспансионистские интересы Армении в полном соответствии с их военной доктриной. Отсюда и пробуксовки в решении карабахской проблемы.
«И никто не может нас запугать и потребовать, чтобы мы говорили «правильные вещи». О чем надо, о том и говорим. Нас никто не запугает, такого не будет», - заявил Пашинян, даже не задумываясь над тем, что он никогда правильных вещей и не говорил. Разве что в бытность организатором агитационного штаба первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.
По мнению доцента кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В.Плеханова, члена Экспертного совета «Офицеры России» Александра Перенджиева, перспективы в данном процессе могут появиться только в результате модернизации азербайджано-армянского переговорного процесса. Она должна проявиться, во-первых, в разделении объектов обсуждения переговоров - на переговоры по поводу статуса Нагорного Карабаха и переговоры по поводу освобождения оккупированных 7 азербайджанских районов. То есть это должны быть два разных вида переговоров между официальными Баку и Ереваном.
Во-вторых, переговоры должны происходить на разных уровнях. То есть не только на уровне глав внешнеполитических ведомств и национальных лидеров, но и на уровне глав оборонных ведомств, парламентском уровне. И, по возможности, на общественно-политическом уровне. Только в этом случае, полагает Перенджиев, урегулирование конфликта пойдет по пути, который определили «Мадридские принципы». Именно эти принципы, на его взгляд, «носят здравый, объективный и вполне логичный характер решения территориального спора между Азербайджаном и Арменией».
Ну а если все же заговорят пушки? В таком случае, в целом военное, экономическое и моральное преимущество - на стороне Азербайджана. Кроме того, круг партнеров по военно-техническому сотрудничеству у Азербайджана много шире - помимо России, это Беларусь, Украина, Израиль, Турция, Сербия, Чехия, что формирует здоровую конкурентную среду и позволяет Баку добиваться оптимального соотношения цены и качества закупаемого специмущества. Ереван же в силу финансовых ограничений вынужден ориентироваться преимущественно на российское вооружение, военную и специальную технику, предоставляемую Армении, как государству-участнику Организации договора о коллективной безопасности, по льготным ценам и в кредит...
Весь этот расклад позволяет нашей стране быть весьма решительной в вопросе возвращения своих оккупированных территорий.
Не знаю, совпадение это или нет, но в тот самый момент, когда Пашинян пытался выглядеть святее папы римского, выступая перед депутатами парламента, министры иностранных дел России и Армении Сергей Лавров и Зограб Мнацаканян как ни в чем ни бывало обсуждали по телефону вопросы урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Так, может, поэтапный вариант остается в силе?!
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать