• четверг, 18 Апреля, 09:56
  • Baku Баку 12°C

Риал превращается в туман

06 мая 2020 | 14:08
Риал превращается в туман

Меджлис Ирана утвердил поправки к Закону о денежной системе и банках. В соответствии с документом, национальная валюта страны будет называться уже не риал, а туман, как это было до денежной реформы 1932 года. (для справки, 1 туман тогда равнялся 10 кранам, а 1 кран - 1000 динарам).
Кстати, этимология понятия «туман» восходит к монгольскому «тумен», в русском языке есть два аналога – «тьма» и «тюмень» (эта единица в десять тысяч). Туменом в древней и средневековой Монголии называлось также войско в 10 тыс. всадников.
До сегодняшнего дня в современном Иране название «туман» использовался в стране как неофициальная счетная единица для обозначения суммы в 10 тысяч риалов. По сути дела, речь идет о деноминации стоимости денежных знаков (номинала национальной валюты), которое проводится в целях стабилизации национальной валюты, упрощения денежных расчетов и замены старых купюр.
Новое – хорошо забытое старое
Переходный период этого процесса составит два года. В течение этого времени правительство будет постепенно изымать из обращения старые монеты и купюры, заменяя их на новые. Как вы уже поняли, один туман будет равняться 10 тысячам риалов. Надо сказать, что после того как в 1979 году в результате Исламской революции к власти в Иране пришла теократия с уклоном в сторону иерократии, стоимость национальной валюты только снижалась.
Причин тут несколько. Во-первых, после прихода к власти духовенства, крупные предприниматели, опасаясь преследований, покинули страну, забрав свой капитал. После этого правительство ввело строгие правила в отношении доступа к иностранной валюте, что привело к возникновению черного рынка, еще больше подорвав стоимость национальной валюты.
Во-вторых, серьезный удар экономике Ирана нанесла восьмилетняя война с Ираком. Стране потребовалось те же восемь лет, чтобы восстановить разрушенную экономику. В это время риал потерял почти половину своей стоимости по сравнению с долларом США из-за галопирующей инфляции и бесконтрольной эмиссии.
В-третьих, под занавес правления Махмуда Ахмадинежада, Иран подвергся жестким международным санкциям, в результате чего риал похудел вчетверо по сравнению с дореволюционным периодом.
Разразившийся экономический кризис насильно заставил Тегеран пересмотреть свою позицию по поводу своей ядерной программы, после чего в 2015 году ему пришлось подписать с США, Великобританией, Францией, Китаем и Россией Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе, которая сейчас практически не действует.
И, наконец, в четвертых, курс риала обрушил никто иной, а президент США Дональд Трамп, объявив в мае 2018 года об одностороннем выходе США из СВДП и о возобновлении жестких санкций в отношении Тегерана. С этого момента иранский риал находится в автопилоте, начав терять свою стоимость с еще большей скоростью. Было время, когда у иранских пунктов обмена валюты возникли огромные очереди, после чего иранские власти прибегли к драконовским мерам, арестовав владельцев обменников, у которых не было лицензии, и заморозив счета валютных спекулянтов.
Те, у кого нет банковских карт, вынуждены носить с собой огромные пачки денег, чтобы расплачиваться за повседневные товары и услуги, а от монет уже давно пришлось отказаться. А глобальная пандемия еще более осложнила жизнь людей.
Что это даст?
В данный момент рыночный курс иранской валюты колеблется в пределах 150 тыс. за доллар, а официальный, установленный властями Ирана, составляет 42 105 тыс. Однако купить по нему доллары большинство населения не может – страшный дефицит.
Но обеспечит ли желанное облегчение для населения отказ от четырех нулей на банкноте в 10 000 риалов и переименование ее в туман? Дело в том, что для того чтобы проводить деноминацию, необходимо, чтобы было выполнено как минимум два условия: Во-первых, в стране должна произойти гиперинфляция. То есть количество денег должно увеличиться настолько, чтобы ими стало неудобно пользоваться. Во-вторых, кризис должен миновать, то есть экономическая ситуация в стране должна стабилизироваться.
Только в этих условиях можно проводить деноминацию. Первое условие - налицо. А вот со вторым, есть серьезные проблемы. Стоит также заметить, что любая деноминация представляет собой определенные риски. Почти всегда она приводит к некоторому ускорению инфляции. Граждане, как правило, предпочитают вместо обмена старых денег на новые конвертировать их в товары, что приводит к повышению цен, а в отдельных случаях и к дефициту. Кроме того, округляя новые цены, продавцы всегда делают это в сторону увеличения, и это дополнительно подталкивает инфляцию, пусть и ненамного.
В ситуации, когда к финансовой политике государства мало доверия, деноминация может стать крайне опасным предприятием. Экономисты советуют проводить ее при более или менее стабильных макроэкономических показателях, чего никак не скажешь о современном Иране.
Стоит также заметить, что деноминация должна сопровождаться увеличением экспорта, что дает государству возможность получить значительное число национальной валюты. Но, возможность Ирана увеличить свой экспорт, когда основным экспортным товаром является сырая нефть, да еще в условиях санкций, крайне сомнительна.
С другой стороны, деноминация характеризуется повышением цен на импортную продукцию. А она в Иране, итак достаточно высока, а потому осмелюсь доложить, что южные соседи сильно рискуют.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать