• пятница, 29 Марта, 04:46
  • Baku Баку 7°C

Апрель можно повторить

05 мая 2020 | 16:06
Апрель можно повторить

ПОЗИЦИЯ
Первая реакция главы внешнеполитического ведомства Армении Зограба Мнацаканяна на слова своего российского коллеги Сергея Лаврова о поэтапном плане решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта была обусловлена утробным страхом.
Как считают армянские эксперты, внутренняя конъюнктура требовала именно этого. После слов Лаврова открылась довольно острая и чувствительная тема. По сути глава российского МИД опроверг три пункта, которые совершенно иначе представлялись армянской стороной. Это означало заявленный конец переговорного процесса со всеми вытекающими для Армении последствиями.
Немного придя в себя после шока, Мнацаканян несколько подкорректировал свои слова, заявив на заседании парламентской комиссии по внешним связям, что поэтапный план урегулирования карабахского вопроса возможен, но он должен предусматривать соразмерные компромиссы всех сторон конфликта. Но сути это не изменило.
Экзистенциональная безопасность?
Примечательно, что 23 апреля пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян, комментируя слова главы МИД России Сергея Лаврова о процессе мирного урегулирования вопроса, вслед за главой армянского МИД заявила, что армянские власти не обсуждают поэтапного решения карабахской проблемы. Это было наглой ложью, рассчитанной успокоить армянскую общественность и подыграть аннексионистским устремлениям мирового армянства.
С точки зрения армянского министра, очень важно сформировать план, в котором обязательства сторон будут сбалансированы. Решение же, при котором одна из сторон идет на ослабление своих позиций, а другая их сохраняет, невозможно. При этом Мнацаканян как-то забывает о том, что речь идет об оккупированных армянской военщиной чужих земель, которые должны быть освобождены во что бы то ни стало. Азербайджан никогда никому не подарит своих исконных территорий, и это данность, с которой Армении придется считаться. Агрессор должен покинуть азербайджанские территории, и точка.
Мнацаканян заявил, что для Армении неважно, будет ли решение поэтапным или пакетным. Главное - сохранить баланс сторон при реализации плана урегулирования.
Между тем понятие экзистенциональной безопасности в пафосных рассуждениях министра почему-то применяется лишь к армянам Нагорно-Карабахской области Азербайджана. Где был Зограб Мнацаканян, манипулирующий ныне понятием экзистенциональной безопасности в отношении отдельно взятого армянского этноса на территории Азербайджана, когда истинных хозяев этой земли - азербайджанцев убивали, изгоняли с насиженных мест, попирая их фундаментальное право на жизнь и родину?! Безопасность населения Карабаха предполагает прежде всего безопасность исконного азербайджанского населения этого края.
И с чего это Мнацаканян решил, что «повторения апреля 2016 года не будет, не будет 1991-1994 гг.»?! При чем тут решительность армян?! Ему следует уяснить, что пока Азербайджан хочет решить вопрос мирным путем, но если все аргументы будут исчерпаны, заговорят пушки. И армянам мало не покажется.
Армянская армия не может быть «гарантом безопасности»
Между тем армянская армия не является и не может быть «гарантом безопасности» для армянской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, и армянская община этого региона Азербайджана прекрасно понимает это.
Все усилия нашей страны по мирному урегулированию конфликта являются показателем того значения, которое Азербайджан придает человеческой жизни, той самой экзистенциональной безопасности, о которой, путая понятия, глаголет армянский первый дипломат. Это также является свидетельством нашего уважения к миротворческой миссии Минской группы ОБСЕ.
Армянские власти хотя и прикрываются «размазанными» формулировками, однако тема поэтапного решения уже стала частью внутриполитической повестки Армении.
Первое, что поняла армянская общественность, переговоры все это время велись. И хотя армянская сторона заявляла о том, что их нет, Лавров сказал об обратном. Ну и самое важное в плане восприятия - обсуждаемые документы предполагают поэтапное решение. На этом фоне в Армении сформировалась новая повестка. И до сих пор она остается, несмотря на опровержение Мнацаканяна.
Что касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они своим молчаливым согласием фактически подтвердили тезисы, озвученные Лавровым.
В подобной ситуации армянское руководство вынуждено идти на более «размазанные» формулировки и надеяться на дипломатические выражения и приемы, пытаясь «играть» в промежутке между поэтапным и пакетным решениями.
В целом последние заявления по этой тематике в Армении направлены исключительно на внутреннюю аудиторию. Это очевидно. Внешняя аудитория, в первую очередь сопредседатели, дают совсем другие импульсы. И очень часто заявления посредников диаметрально отличаются от заявлений армянской стороны.
Уроки апреля
В Армении не могут не учитывать уроков апрельской войны. Ведь сколько бы ни пытались в стране-агрессоре обманывать свой народ «победными» реляциями об исходе этих боев, истина говорит о противоположном.
Так, бывший «министр обороны» непризнанной «НКР» Самвел Бабаян, говоря о территориальных потерях армянской стороны по итогам апрельской войны 2016 года, заявил газете «Аравот», что Азербайджан отвоевал 2300 гектаров, подтвердив тем самым официальные данные Министерства обороны Азербайджана, которое по итогам военных столкновений четырехлетней давности объявило, что азербайджанская армия освободила более 2000 га территории. Тогда в Армении с этой цифрой не согласились, официально заявив о 800 га.
А еще недавно в Армении вышел документальном фильме с весьма забавным названием - «Апрель победы». В этом фильме фигурирует сам экс-президент страны Серж Саргсян, который и вовсе занизил эту цифру до 400 га, мол, цифра в 800 гектаров, озвученная им же, была завышена.
Однако Самвел Бабаян, командовавший оккупационными силами в 1990 годах, считает, что называя такие цифры, в Армении попросту пытаются оправдаться. Причем это касается как «бывших», так и нынешних властей.
Призывая и тех, и других говорить правду, Бабаян констатирует, что «армянская сторона потеряла не 800 га, а 2300. Только в пяти районах Карабаха было потеряно 800 гектаров, а ведь были еще территориальные потери в районах Джабраила и Физули, которые не упоминаются».
Что касается фильма «Апрель победы», то Бабаян считает название неуместным, и власти пытаются оправдать себя фильмом, аргументируя свои слова тем, что «если вы теряете территорию, то вы - проигравшая сторона». Что ж, апрель можно повторить.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать