• четверг, 28 Марта, 14:58
  • Baku Баку 16°C

Надо быть проще

28 апреля 2020 | 16:02
Надо быть проще

НРАВЫ
Власти Таджикистана, до последнего времени официально заявлявшие об отсутствии коронавируса в стране, внезапно объявили о тяжелой эпидемиологической обстановке, позакрывав школы и детские сады, а заодно приостановив спортивные состязания, включая футбольный чемпионат.
Запрещен даже экспорт сельхозпродукции, с целью накопления запасов впрок на случай продовольственного кризиса. Возможно, это ударит по карману производителей и поставщиков, сорвет обязательства, но в небогатой стране обычно не бывает средств для борьбы с врагом, тем более невидимым, в условиях долговременной изоляции, а потому надо запасаться продовольствием, а желательно, еще и медикаментами, и знаниями.
Нет смысла в противоречиях
Между тем, президент Таджикистана Имамоли Рахмон, который уже год пытается бороться с невежеством, натыкаясь на молчаливое сопротивление. Возможно, это связано с близостью к родственному «темному» Афганистану, но, во всяком случае, ни в одной другой из шести постсоветских исламских республик нет такого слепого отношения к догматам религии. И ни в одной из этих стран нет такого, чтобы глава государства, поздравляя граждан с наступающим месяцем Рамазан, специально отмечал, что, в исламе земледельцам, животноводам и лицам, деятельность которых связана с тяжелым физическим трудом, позволительно воздерживаться от поста: «Я настоятельно призываю всех тех, кто работает на полях и занимается производством материальных благ, использовать эту скидку ради своего здоровья и здоровья своих семей, средств к существованию своих семей и жителей страны, а также для обеспечения продовольственного рынка страны, и отложить пост на другое удобное время. Такие люди не должны зависеть от членов своей семьи в плане их средств к существованию и не должны ставить под угрозу их здоровье и жизнь».
Несмотря на благость намерений, обратите внимание, сколько противоречий кроется в пожелании лидера высокогорной страны. За всю свою практику мне не встречалось аналогичного праздничного поздравления. И дехкане естественным образом восприняли это в штыки, так как в тексте черным по белому рекомендовано отложить «на другое удобное время» пост, обязательный для мусульман всего мира. Почему именно такой расклад? Причина в том, что речь идет о руководителе советской формации.
Известно, что Рахмон, правящий страной с 1992 года, ранее также предпринимал шаги против предписываемых исламом действий поклонения и норм повседневной жизни. А ведь большую часть населения страны, в которой платок и закрытое платье черного цвета официально отнесены к категории «не рекомендуемых предметов одежды», составляют мусульмане.
Политическая составляющая
Многие эксперты задаются вопросом, почему именно в Таджикистане (единственной стране постсоветского пространства) ислам буквально с первых дней государственной независимости стал самой значительной политической силой, а оппоненты для устранения разногласий обращаются не к науке и СМИ, а к духовенству, что и стало в свое время одной из причин кровопролитной и разрушительной гражданской войны 1992-1997 годов. На деле, большинство жителей молодой республики просто хотели получить возможность беспрепятственно ходить в мечеть и получать религиозное образование, но на фоне бедности и безработицы были втянуты в междоусобицу между ваххабитами и «правильными» мусульманами. И после войны тоже некоторые довольно радикальные граждане не ограничивались требованием политических и религиозных свобод и хотели создания в стране исламского государства по типу культурно близких Ирана и Афганистана.
Действующая власть с такими требованиями согласиться, понятное дело, не могла, а условные исламские «демократы» особого компромисса с правительством также не искали.
И все-таки после нескольких лет боевых действий установилось перемирие: вооруженные группировки исламистов складывали оружие, а взамен их представители получали государственные должности и определенное число мест в парламенте страны. Так и сложилась небывалая ситуация, когда в постсоветской стране мощнейшей оппозиционной силой стало легальное религиозное движение - партия исламского возрождения Таджикистана. И она действовала до 2015 года, когда замминистра обороны Абдухалим Назарзода предпринял попытку госпереворота. После этого партию объявили экстремистской и закрыли, а ислам как бы окончательно ушел из легального политического поля - имамы и муфтии получают зарплату и фактически являются госслужащими.
И что с того - радикальные настроения никто не отменял, а власти вместо того, чтобы объявлять войну коронавирусу, называют его «пневмонией», хотя это два разных понятия. Практика показывает, что во времена интернет, когда страны, как на ладони, нет смысла игнорировать предупреждения международных организаций, особенно если ежесекундно поступают новости о свирепствующей пандемии, уже забравшей жизни более 200 тыс. человек, и это при том, что пик ее пока не наступил.
Кстати, в этой центральноазиатской стране, по официальным данным, из-за пневмонии уже «посажены» на карантин более 60 человек, среди них учителя столичных школ, сотрудники МВД, работники Нацбанка республики. А не далее, как в субботу эта участь не обошла стороной даже заместителя председателя правящей Народно-демократической партии Таджикистана Хайринисо Юсуфи…
Есть и жертвы этой «пневмонии» - до десяти человек. Но больше всего, понятное дело, нужно опасаться последствий пандемии в сельской местности, где мало развита система здравоохранения, да и сами селяне верят больше в волю Аллаха, чем в вакцины, прививки и во всеобщую диспансеризацию.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать