• пятница, 19 Апреля, 09:40
  • Baku Баку 13°C

Брюссельский провал

28 апреля 2020 | 15:39
Брюссельский провал

КОММЕНТАРИЙ
Коронавирус и карантин абсолютно не мешают Николу Пашиняну в эти дни предпринимать шаги для сохранения собственной власти любой ценой.
Фактически на протяжении всего этого времени мысль премьера работает не над вариантами выхода из кризиса, мобилизовав все ресурсы, а над тем, как любой ценой попытаться нейтрализовать тех, кто хотя бы гипотетически может угрожать его авторитарной власти.
Однако армянских политологов более всего пугает бездействие властей Армении во внешней политике. В результате аналитики вынуждены констатировать один провал за другим именно на внешнеполитическом треке.
Армянское общество еще не оправилось от резонансного заявления главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова относительно переговорного процесса по Нагорному Карабаху и цен на российский газ, которые в лучшем случае не будут повышены. А тут очередной провал, на сей раз в Брюсселе.
«Беспрецедентные» отношения дают трещину
22 апреля Европейская комиссия распространила информацию, согласно которой 10 странам-партнерам ЕС предлагается выделить сумму в размере 3 млрд евро для макроэкономического содействия в рамках политики соседства и расширения. Целью данного благого действа является оказание помощи европейского соседства с целью ограничения отрицательных экономических последствий коронавирусной пандемии.
Экономическую поддержку ЕС намерен предоставить посредством инструмента «макроэкономическое содействие» в рамках стратегии «Команда Европы» («Team Europe»). Так вот, в числе стран, пользующихся этой поддержкой, Грузия (150 млн евро), Молдова (100 млн евро), Украина (1,2 млрд евро), а также Албания, Черногория, Косово и др. Однако Армения, вопреки ожиданиям политического истеблишмента страны, не включена в этот список, несмотря на то, что согласно официальному сайту ЕС, она является бенефициаром этого инструмента. Армянские власти очень надеялись на эту помощь, учитывая, что с целью восстановления экономики страны после финансового кризиса в 2008-2009 гг. Еврокомиссия в 2011 году в рамках этого инструмента предоставила Армении макрофинансовую поддержку.
Сумма содействия тогда составила 100 млн евро, 35 млн из которых было предоставлено в форме гранта, а 65 млн - в виде льготного кредита. Правда, чуть ранее Еврокомиссия утвердила ряд пакетов поддержки в рамках борьбы с последствиями коронавирусного кризиса для своих партнеров по соседству и расширению, в том числе и для Армении, но не в виде новых поступлений, а по итогам перераспределения заранее запланированных выделений.
Однако пакет мароэкономического содействия, предлагаемый ЕС, является одним из крупнейших по своему объему и охвату, да и деньги нищей Армении в условиях пандемии никак не помешали бы. Но она осталась за бортом этого достаточно крупного и важного пакета, что свидетельствует об очередном провале на внешнеполитическом фронте. И это несмотря на то, что нынешние армянские власти не перестают талдычить о «беспрецедентных армяно-европейских отношениях». Но вот вопрос: если отношения действительно таковые, то почему ЕС исключает Армению из этого финансового пакета?!
То же самое происходит и на российском направлении. То есть все описываемые нынешними властями Армении «беспрецедентные» отношения с разными международными партнерами в последний период все чаще дают вполне прогнозируемую трещину по различным направлениям.
Стагнация в европейском направлении
Внутриполитическое поле Армении мгновенно отреагировало на заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова, причем не только по карабахской тематике, но и по трещащим по швам армяно-российским отношениям в целом, но более всего все же в связи с ценой на газ. При этом реакция была весьма оперативной, однако по большей части - антироссийской. Антипутинская вакханалия в Армении продолжается по сей день. Однако это тема для отдельного разговора.
Интересно другое, а именно то, что внутриполитическое поле Армении продолжает хранить молчание по вопросу одной весьма интересной информации, опубликованной несколько дней назад. Речь о том, что Совет Европы намерен предложить странам-членам Восточного партнерства создать совместно с Евросоюзом единое экономическое пространство. Идея эта пока находится в комиссии Европарламента, однако она официально опубликована и находится в таком состоянии, когда вполне может удостоиться того, чтоб на нее реагировали, поскольку пребывает в центре политического внимания. Однако тема, уже несколько дней появившаяся на новостной ленте, не удостоилась внимания как правящего большинства Армении, так и подавляющего большинства политических сил.
Другое дело, что вряд ли страны Восточного партнерства захотят иметь с нищей и, главное, непредсказуемой в плане как возможностей, так и обязательств Арменией общее экономическое пространство и вытаскивать ее из экономического болота посредством потенциала собственных экономик. Однако если бы информация прозвучала из уст какого-либо высокопоставленного должностного лица Евросоюза или Совета Европы, возможно, реакция была бы более быстрой.
Как констатируют армянские политологи, отсутствие внимания, пожалуй, говорит о том, что европейское политическое направление в Армении находится на этапе стагнации. Причины этого глубинные или ситуативные, то есть надо понять, существует ли проблема в пояснении ситуации. Однако картина достаточно очевидна и дает повод для размышлений, и отнюдь не в контексте примитивной классификации «западников» или «русофилов». Политические процессы как евразийского, так и европейских направлений имеют важное значение для любой страны, и они требуют политического отношения, вплоть до логики политической диверсификации, поскольку это потенциал военно-политической гибкости для государства, а стало быть, и его будущего развития. Вся проблема в том, что армянский политический истеблишмент попросту не знает, как себя вести, и в соответствии с этим ждет, что скажет по этой теме какое-нибудь звучное имя из России или Европы. Вот и терпит провалы как в том, так и в другом направлении.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать