• четверг, 18 Апреля, 20:01
  • Baku Баку 21°C

Компромиссный кандидат?

17 апреля 2020 | 12:53
Компромиссный кандидат?

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Три политические силы - партия «Сасна Црер», Европейская партия Армении и партия «Демократическая Родина» - выступили с совместным заявлением, в котором не признали результатов состоявшихся в Нагорном Карабахе выборов.
К этому заявлению присоединились также политические деятели Армении Ара Папян, Альберт Багдасарян и Аркадий Варданян.
«В Арцахе в условиях пандемии, ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также боеспособность армии, в два тура прошли выборы.
Мы не признаем этих выборов, поскольку они противоречат национальному единству и международным усилиям по борьбе с коронавирусом», - говорится в заявлении, где подчеркивается, что выборы прошли «в условиях массовых системных нарушений».
Подписанты прогнозируют, что «после завершения пандемии главной национальной задачей станет свержение степанакертской мафии и присоединение де-юре Арцаха к Армении».
Как считает директор Института Кавказа политолог Александр Искандарян, результаты этих «выборов» были предсказуемы уже после первого тура, когда Масис Маилян, недовольный вмешательством институционального ресурса в выборный процесс, призвал к их бойкоту, а выбывший из гонки Самвел Бабаян, с которым Маилян сформировал идеологический союз еще до президентских выборов, фактически сказал, что его сторонники могут голосовать, как желают.
В такой ситуации нельзя исключать того, что Маилян в дальнейшем примкнет к тем, кто выступил с непризнанием этих выборов, хотя формально он и поздравил Араика Арутюняна с победой. Последний на пресс-конференции по итогам этого комического действа сообщил, что готов сотрудничать с различными политическими силами.
Однако армянские эксперты затрудняются дать однозначный ответ, станет ли Маилян сотрудничать с новоизбранным главным сепаратистом Нагорного Карабаха после лобового столкновения с ним перед «выборами».
В сложившихся обстоятельствах, когда у Арутюняна и его политической партии нет абсолютного большинства в «парламенте», для нормального функционирования какой-то союз должен быть. Иначе его просто сметут. Особенно учитывая непростые отношения, сложившиеся между карабахской хунтой и армянскими властями после так называемой революции.
Ведь если до государственного переворота в Армении в апреле-мае 2018 года марионеточный режим на оккупированных армянскими ВС исконных территориях Азербайджана имел достаточную возможность работать с Ереваном, хотя и были проблемы, то после так называемой революции ситуация изменилась, и люди, которые пришли к власти в Армении, воспринимали карабахских лидеров, как часть некой единой с прошлыми властями ветви. То есть той элиты, к которой они относились враждебно.
Ситуация усложнилась тем, что пришедший к власти Пашинян на дух не переносил главного на тот момент сепаратиста Карабаха Бако Саакяна именно из-за тесной связи с «карабахским кланом». А после того, как Саакян вместе с бывшим главой сепаратистов Аркадием Гукасяном выступили с поручительством за Роберта Кочаряна, способствовав освобождению из-под ареста лютого врага нового лидера Армении, взаимоотношения между ними донельзя обострились.
В подобной ситуации армянский лидер задался целью посадить на сепаратистский трон человека, который был бы лоялен, мог бы взаимодействовать с властями Армении. И таким человеком Пашинян посчитал Араика Арутюняна и сделал все, чтобы тот оказался во главе марионеточного образования.
Сразу же после первого тура Пашинян назвал «выборы» в Нагорном Карабахе шагом вперед в развитии демократии в никем не признанном сепаратистском образовании. Причем, по его словам, ему были известны сигналы о нарушениях, но в целом изменить картину они не могут.
Так почему же Араик Арутюнян - наиболее компромиссная фигура на посту главы Нагорного Карабаха?
Для того чтобы победить, ему понадобился второй тур. В этой истории особого внимания заслуживает поддержка, которую оказали Арутюняну власти Армении. Казалось бы, по образу мышления, системе ценностей и многим другим критериям армянским властям больше должен был бы импонировать конкурент Арутюняна - действующий глава «МИД НКР» Маилян. Однако никакой помощи от Еревана он не получил. В итоге имеющий значительные как формальные, так и неформальные ресурсы Арутюнян победил. На что же рассчитывает Ереван, поддерживая именно Араика Арутюняна?
Как считает политтехнолог Виген Акопян, поведение Еревана в карабахских избирательных процессах обусловлено тем, что руководство Армении учитывало существующие в Карабахе реалии и соотношение сил. «Это соотношение с самого начала подсказывало, что шансы Арутюняна на победу весьма неплохие. Сам Арутюнян за последние два года проявлял лояльность к новой власти. Кроме того, возможно, он представил определенные программы, в основном экономического характера, которые позволят Карабаху стать более самостоятельным с точки зрения развития экономики», - предположил Акопян.
Разумеется, для Еревана повышение экономической и финансовой самодостаточности непризнанной республики - не менее важная задача, однако это предположение армянского эксперта, учитывая существующие реалии, - из области фантастики. К тому же определенные круги во власти Армении делали ставку именно на Маиляна, об этом свидетельствуют и последние публикации в армянских СМИ. Вот и получается, что и Маилян, и Арутюнян были фаворитами Еревана в ходе выборов в Карабахе. И кто из них победил в конечном итоге - уже неважно.
Армянский военно-политический истеблишмент именно Арутюняна счел компромиссным кандидатом. Потому что он будет компромиссом между властью Армении и военно-политической элитой Карабаха, исходя из того, что Арутюнян 11 лет был «премьером» Нагорного Карабаха, считают армянские эксперты.
Однако, уверены они, у него не может не быть связей с прежними властями Армении - с тем же Сержем Саргсяном или Робертом Кочаряном, особенно учитывая, что свои миллионы он заработал с помощью «карабахского клана» и сращенности их капиталов. Отсюда опасения некоторых наблюдателей, что он может вести опасную игру с ними за спиной Пашиняна.
Впрочем, о том, насколько Араик Арутюнян является «компромиссным» кандидатом, можно судить по тому, что ряд партий как в самой Армении, так и в Нагорном Карабахе выступил с непризнанием незаконных по сути «выборов».
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать