• пятница, 29 Марта, 03:50
  • Baku Баку 7°C

Максим Шевченко:«Жесткая модель управления лучше справляется во время любой войны или эпидемии»

27 марта 2020 | 20:18
Максим Шевченко:«Жесткая модель управления лучше справляется во время любой войны или эпидемии»

Генсек ООН Антониу Гутерреш на этой неделе призвал прекратить огонь во всех конфликтах мира на фоне всемирной эпидемии коронавируса. «Наш мир стоит перед общим врагом — коронавирусной инфекцией COVID-19. Вирус поражает всех, независимо от этнической или групповой принадлежности, национальности или вероисповедания», – напомнил генсек. Также на этой неделе из Пекина поступили обнадеживающие новости – власти КНР начали отменять жесткий карантин в провинции Хубэй, чья столица – город Ухань – минувшей зимой оказалась рассадником нового вируса. Там объявлено о победе над эпидемией.
Тем временем размах эпидемии в западной Европе и США уже превзошел худшие показатели Китая, в том числе и по количеству жертв. Стало ясно, что самые сильные страны мира оказались бессильны перед новой эпидемией. О том, почему страны либеральной демократии пасуют перед новой глобальной угрозой, в интервью порталу «Москва-Баку» рассуждает известный российский политик и публицист Максим Шевченко.

– Максим Леонардович, судя по статистике, Азербайджан в борьбе с эпидемией пока смотрится лучше других стран. Здесь относительно мало заболевших, хотя страна и граничит с Ираном, который переживает настоящую национальную катастрофу из-за эпидемии. Помог ли Азербайджану в данном случае наличие жесткой властной вертикали, привычка к твердой дисциплине?
– Во-первых, я не верю, что в Иране возникла такая уж сильная вспышка коронавируса. Считаю, что это был повод для мобилизации иранской армии и общества.
Что касается Азербайджана, то там очень большая масса людей живет не в городах, а в селах. Есть только один крупный город, – большой, красивый город Баку. Но въезд в него был сразу перекрыт.
Это государство связано с внешним миром по определенным линиям: аэропорты в таких городах, как Баку, Габала, Ленкорань, Нахичевань, Гянджа. Плюс граница с Грузией, граница с Ираном и граница с Россией. Надо было быстро перекрыть, взять под жесткий контроль эти коммуникации, что и было сделано.
Жесткая вертикаль власти, естественно, лучше справляется во время любой войны. Вспомним, что даже британское общество пришло к жесткой модели во время войны с Гитлером. Черчилль, например, объявил об экспроприации всех автомобилей, была введена карточная система на продовольствие. Государство контролировало выход газет, были закрыты все партии, высказывавшие ранее симпатии к Гитлеру.
– То есть по итогам этой пандемии более популярной в мире станет более жесткая, менее либеральная модель управления? Почему вирус поставил на задние лапки все страны так называемые страны «Золотого миллиарда»? Это либеральные демократии – США и западная Европа, государства, которые еще вчера казались самыми мощными и эффективными в мире.
– Нам надо еще тщательно осмыслить происходящее, но мне ясно одно – эпоха демократии, эпоха нового времени закончилась. Демократия дискредитирована. Демократические общества показали, что не способны своими традиционными процедурами выборности справляться с такими – на самом деле, не очень опасными угрозами, как этот вирус.
– Вы не верите в опасность этой болезни?
– Если есть болезнь, лучше от нее беречься, лучше следовать рекомендациям врачей. Но одно дело следовать рекомендациям врачей, другое – политические мероприятия, которые ставят нас в зависимость от воли государства.
На самом деле, урон для традиционной экономики уже нанесен страшный, но зато это позволяет, как при выжигании травы, вырастить потом новую траву, посадить новый лес. Допустим, традиционная экономика будет уничтожена, но зато завтра мы проснемся в мире, в котором будет совсем другой тип экономики – когда у вас все происходят по другому, когда вам не надо ходить в магазины и на работу, когда государство будет управляться по Сети благодаря скоростному формату 5G.
Возможно, сейчас просто сносится развалюха под названием старый мир, для того, чтобы завтра за несколько лет, – благодаря жестким политикам, которые правят твердой рукой, – на руинах старого мира вырос новый тип экономики. Возможно, те, кто сегодня теряет свой бизнес, обретут его завтра в новой форме.
– В этом чудесном новом мире политические конфликты, войны не прекратятся?
– Глобальный политический конфликт по-прежнему будет возможен. Его причиной будет экономическая конкуренция между Китаем и США, она и сейчас уже очень острая. Кроме того, Ближний Восток по-прежнему остается самой вероятной зоной прямого военного столкновения.
Кстати, я полагаю, что пандемия – это уже фаза войны. Она может иметь рукотворное происхождение. Такими методами расчищается поле под новые рынки, расчищаются окно возможностей для новых способов экспансии. Будет ли фаза прямой, горячей войны? Не исключено.
banner

Советуем почитать