• пятница, 19 Апреля, 13:08
  • Baku Баку 25°C

Игры без тормозов

19 марта 2020 | 10:42
Игры без тормозов

ВЗГЛЯД
Если несколько дней назад в развитии диспозиции по Сирии можно было ожидать любого варианта, включая дежавю времен окончания Первой мировой войны, официальная речь Госсекретаря США Майка Помпео поставила жирную… запятую в томительном ожидании развязки.
Судя по двусмысленному подтексту колоритного спича, можно понять, что ни приобретение С-400, ни астанинский процесс, ни заокеанские санкции, ни ощутимые трещины в двусторонних отношениях не способны поставить крест на взаимной «любви» Вашингтона и Анкары, как членов НАТО.
Во время госдеповской пресс-конференции накануне он прямым текстом обвинил Россию в «убийстве десятков турецких военных в Сирии в ходе военной операции» и заявил о поддержке Турции, а также о намерении принять дополнительные меры по поддержке Анкары, чтобы «положить конец насилию в горячем очаге сопротивления» ближневосточной страны.
Один пишем, пять в уме
Восточная дипломатия, памятуя о том, что все пищевые цепочки поедают друг друга, в течение веков выработала замечательную формулировку, суть которой сводится к тому, что если вы приглашены на обед, идите туда загодя и если не увидите своего имени в списке гостей, срочно загляните в меню - скорее всего, вы обозначены там.
Возможно, в глазах коллективного Запада и России президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в глазах Турции и Запада - президент России Владимир Путин, а в глазах Турции и России - страны Запада присутствуют в этом самом меню. Пока ничего не вытанцовывается в действиях упомянутых субъектных пар, но, исходя из исторической практики, предпочтительнее первый вариант.
Приведу для наглядности один беспокоящий пример. Так, в конце февраля сирийская армия, несмотря на «железные» договоренности между Москвой и Анкарой, уничтожила более 30 турецких военнослужащих, дислоцированных в наблюдательных пунктах Идлиба. Это был последний на сегодня момент недопонимания между русскими и турками, после чего Владимир Путин, вместо того, чтобы поехать в Стамбул на встречу с руководством Турции, ФРГ и Франции, пригласил Эрдогана в Москву. Казалось бы ничего удивительного в этом нет. Ан, нет, не так все просто для тех, кто в замашках почти обнулившего президентский срок «хозяина» видит характерные черты Иосифа Виссарионовича - например, показательна его символическая манера заставить ждать визави.
Старшее поколение наверняка помнит, как 5 марта, в день кончины Сталина, по российскому государственному телевидению показали двухминутный видеорепортаж, где демонстрировалась сцена ожидания Эрдогана с делегацией встречи с Путиным. А точнее, их заставили ждать - в какой-то момент Эрдогану надоело стоять, и он присел, но не заметил, как телевизионщики установили сразу шесть камер, чтобы запечатлеть сцену с разных фокусов, добавив туда в качестве звукового сопровождения тикающие часы. То есть вместо логичных объяснений по поводу убийства военных страны-союзника Путин «вылил ушат холодной воды» на коллегу и впоследствии заявил, что, дескать, и сирийская армия понесла немалые потери, а его Генштаб и слыхом не слыхивал о месте дислокации турецких наблюдателей.
Эрдоган мог бы ответить демаршем, но на каком основании? Путин ведь первый предупредил его и выразил полную поддержку во время июльского путча 2016 года, в то время как Вашингтон, Брюссель и прочие столицы НАТО демонстративно промолчали. Путин распростер объятия для турецких строителей, ширпотреба и помидоров, Эрдоган - для российских туристов, возведения атомной станции Ак-Гую, поставок, а также возможного совместного производства зенитно-ракетных комплексов С-400 и самолетов СУ-35. И это в то время, как Запад предлагает услуги и товары за очень большие деньги при отсутствии доступа к технологиям, а русские - по приемлемым расценкам плюс подготовка кадров по ведущим инженерным специальностям. А если ко всему упомянутому добавить статус хаба в газовом проекте «Турецкий поток», Эрдоган просто радоваться должен и не обращать внимания на мелкие умышленные пакости «хозяина положения». Впрочем, Турция начиная с 1917 года, а также в Версале, Лозанне и после этого насмотрелась на такие коленца, выкидываемые будущими стратегическими союзниками, что последний момент можно бы и опустить, просто в дипломатии это не принято.
«Нерушимая» взаимозависимость
После того как в Идлибе были убиты 33 турецких военнослужащих, Вашингтон неоднократно выступал с заявлениями о поддержке Анкары, но на сей раз заявление Помпео содержало не только политическую поддержку, как обычно, а обещало «дополнительные меры для помощи Турции, чтобы положить конец насилию». И, что существенно, не только в Идлибе, но и «практически на всей территории Сирии».
Очевидно, Госдеп прекрасно понимает, что хрупкие договоренности Эрдогана и Путина о перемирии будут нарушены, поскольку целью Москвы и Дамаска является не урегулирование конфликта, а восстановление режима Башара Асада на всей территории страны. Поэтому вероятность дальнейшей эскалации военного противостояния двух союзников в турецком приграничье исключить нельзя, была ведь такая ситуация с непредвиденными обстоятельствами в ноябре 2015 года, когда был сбит российский боевой самолет.
Правда, сегодня у них иной уровень партнерства, нежели раньше - коммуникация видна на всех уровнях, включая президентов, министров, а также непосредственно командующих войсками в Сирии. И это понятно - страны зависят друг от друга. Турция от России в - энергетическом плане, а Россия от Турции - из-за пролива Босфор. На политическом уровне тоже есть понимание, что война не выгодна ни одной из сторон, так как ее последствия будут катастрофическими для всего мира, так как речь идет о членах ОДКБ и НАТО.
Все дело в методике
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, именно по этой причине ведущие СМИ Турции сообщили, что февральское убийство военных стало следствием провокации сирийского режима, а не «проверки дружбы на прочность», устроенной россиянами:
- В ходе военной операции против сил Асада президент Эрдоган сделал ответный «реверанс», заявив, что его действия не направлены ни против Москвы, ни против Тегерана, а преследуют предотвращение гуманитарной катастрофы.
На деле, все заключается в методике. Так, цель России в том, чтобы помочь Асаду окончательно вернуть суверенитет на территории всей страны, независимо от таких «атавизмов», как большинство электората, права человека, социальные проблемы, исчадием которых является упорство режима, которое можно бы направить в конструктивное русло. Сохранение же Турцией контроля за Идлибом означает, что для урегулирования кризиса придется договариваться и учитывать социальные, а главное, политические интересы 3,7 млн оппозиционеров с семьями, находящихся там, и стольких же беженцев в турецких лагерях. Поэтому Кремль мечтает побыстрее объявить об окончательной победе над «террористами» и постараться поскорее забыть об этой войне - она становится все менее популярной у россиян, которые в последние два года заметно охладели к зарубежным военным авантюрам. А занавеска под названием «победа Асада» будет способствовать укреплению и постепенной международной легитимации его режима и, как следствие, укреплению позиции России на Ближнем Востоке.
Как видим, налицо конфликт интересов, который никуда не делся и будет усиливаться.
В этих условиях для Турции было крайне важно заручиться поддержкой США, и она эту поддержку получила. Для Путина это неприятная история, так как он культивировал отношения с Эрдоганом в надежде максимально отдалить Турцию от альянса и ослабить его южный фланг. Теперь же ему придется признать особые интересы и роль Турции в Сирии, зону ответственности и каналы влияния. К тому же он теперь обречен до конца опекать и защищать Асада от возможной военной операции Турции и рисковать столкновением с одной из ведущих стран НАТО. Да и Эрдогану следует держать ухо востро, памятуя уроки последних мировых войн, когда англосаксы «сталкивали лбами» австрияков с русскими, советских с немцами, а сами потирали руки, вступая в войну при ослаблении обоих драчунов и собирая сливки с конфликтов.
Ф.САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать