• четверг, 25 Апреля, 00:58
  • Baku Баку 19°C

Ставка на Ватикан?

18 марта 2020 | 18:13
Ставка на Ватикан?

КОММЕНТАРИЙ
В Армении вот уже два года как церковь пытаются дискредитировать всевозможными способами.
Об этом свидетельствовали и плакаты с перечеркнутым портретом католикоса в руках у активистов во время митингов в апреле-мае 2018 года, и шествия по центру Еревана под лозунгом «Новая Армения - новый патриарх», и вторжение групп людей на территорию храма в Эчмиадзине, и последние угрозы в адрес церкви со стороны Пашиняна. Например, 14 июля 2018 года в Вайоц Дзоре блокировали машину возвращавшегося из Гндеванка католикоса, а полиция так и осталась в роли наблюдателя.
Все это дает основания армянским экспертам утверждать, что власть ведет против церкви настоящую войну, хотя она официально не объявлена. Впрочем, последние развития в Армении окончательно покончили с рыцарским ритуалом открытого объявления войны и ввели совершенно иные понятия, не предполагающие чести...
ААЦ - одна из самых коррумпированных в стране
О том, что против армянской церкви ведется самая настоящая война, свидетельствует соцопрос Transparency International. Так вот, согласно результатам опроса, Армянская апостольская церковь (ААЦ) является одной из самых коррумпированных структур в стране.При этом свое заключение эта антикоррупционная организация предложила широкой общественности, что стало сенсацией именно в силу неожиданности.
Доклад Transparency International вызвал множество вопросов у авторитетных специалистов. Например, бывший министр юстиции Геворк Даниелян так и не понял, почему выяснением отношения общества к церкви решили заняться именно сегодня.
Правда, согласно опросу, коррупция есть также в парламенте и правительстве, однако в значительно меньшей степени. Впрочем, Transparency International традиционно обладает способностью, когда надо закрывать глаза на самые удивительные явления, но где предел этой способности, никто не знает. В этой связи не совсем понятно,почему церковь рассматривается антикоррупционной организацией в одном ряду с государственными структурами, не являясь ею.
Как считают армянские эксперты, обществу упорно и целенаправленно внушают мысль, что церковь является сверхбогатой структурой, но при этом освобождена от всех налогов. При этом «антикоррупционеров» почему-то никак не интересуют финансовые возможности других действующих в стране религиозных организаций. Почему? Потому что эти организации абсолютно не мешают, например, ратификации Стамбульской конвенции и пр.
И еще. На протяжении долгого времени ААЦ диктовала армянской власти политическую повестку, буквально вмешиваясь во все дела правящей верхушки. Одновременно народу внушалось, что именно ААЦ является гарантом существования армян как нации, что церковь вот уже почти две тысячи лет не дает переломить хребет нации. И только благодаря церкви армяне, мол,уцелели как нация, сохранили язык, историю, самобытность, культуру, традиции - короче, остались армянами.
Что делать нунцию в Армении?
Между темармянское общество весьма встревожено возможностью открытия в Ереване резиденции апостольского нунция. Теперь они задаются вопросом - какой же проект Святой престол рассматривает в отношении Армении?
Именно об этом говорили на встрече армянский вице-премьер Тигран Авинян и апостольский нунций в Армении и Грузии архиепископ Жозе Авелин Беттанкур. При этом вице-премьер отметил, что тесное взаимодействие Армении и Святого престола основано не только на сходстве подходов в вопросах христианских ценностей, но и общего исторического наследия и противостояния различным вызовам современного мира. Собеседники выразили уверенность, что совместными усилиями удастся еще больше развить и укрепить двусторонние отношения. В этом деле большую роль сыграют также и постоянные взаимные визиты высокопоставленных делегаций.
Но самое главное заключается в том, что вице-премьер Авинян и архиепископ Беттанкур обсудили возможность открытия в Армении резиденции нунция, и это стало настоящей сенсацией.
Для начала поясним, что Ватикан открывает нунциатуры Святого престола, они же ватиканские посольства, в тех странах, где есть какая-нибудь католическая община. О своей заинтересованности в открытии нунциатуры принимающая сторона ставит в известность государственный секретариат Святого престола, его подразделение, которое курирует отношения с государствами. Далее идет процесс переписки и перекладывания инициативы на язык документов. После чего стороны обмениваются нотами об открытии посольств, либо - если принимающая сторона уже открыла посольство при Святом престоле - констатируется готовность принять нунциатуру.
Цель - сблизиться с Ватиканом
В любом случае основной воз во время открытия нунциатур тянут на себе дипломаты. Однако Авинян не имеет отношения к министерству иностранных дел Армении, хотя и считается членом «революционной команды» премьер-министра Никола Пашиняна. Более того, странным для политологического сообщества Армении выглядит тот факт, что 3 марта, когда архиепископ Беттанкур совершил свой визит в Ереван, премьер и глава МИД Армении Зограб Мнацаканян были в Грузии. Получается, что армянских дипломатов сознательно выводили из игры? Или тут кроется нечто, что политическая кухня Армении хочет оставить за завесой секретности.
Что касается Ватикана, то если он пойдет на открытие нунциатуры в столице Армении, за этим будет стоять уже большая геополитика. Тут следует вспомнить, что Святой престол объявил об учреждении апостольских нунциатур в Азербайджане, Армении и Грузии в один и тот же день, 24 мая 1992 года. При этом резиденцией нунция, который курировал Закавказье, был выбран Тбилиси. Такое объединение трех государств, два из которых находятся в состоянии войны, в единое целое сковывало политику Ватикана в регионе. Нунции не могли выходить за рамки общих слов без боязни того, что какой-то из республик что-то не понравится. Это совсем не нравилось ватиканским дипломатам.
И если в Азербайджане в силу его всеобъемлющей толерантности, будь то этническая или конфессиональная, к этому отнеслись с пониманием, то в случае с Ереваном благожелательное отношение к размещению нунциатуры должна продемонстрировать именно Армянская апостольская церковь, которая терпимо относится к католикам латинского обряда, но не к армянским униатам.
Армянские власти же надеются, что таким шагом Эчмиадзин может повысить прихрамывающий уровень отношений с Ватиканом за счет армянской католической церкви. Однако самое примечательное тут в том, что в Армении рассчитывают связать этот шаг и с вопросом Нагорного Карабаха. Ведь традиционно Святой престол декларирует свою поддержку принципу территориальной целостности, что в принципе на руку Азербайджану. Так вот армянский истеблишмент рассчитывает на то, что главе апостольской нунциатуры с резиденцией в Ереване придется как-то решать и эту задачу, разумеется, в пользу Армении.
Нов Нагорном Карабахе нет католиков, к тому же сепаратисты в вопросе веры остаются консерваторами и ни за какие коврижки не откажутся от своей традиционной церкви, которая нынче находится в опале у революционеров.
Так на что же рассчитывают армянские власти, открывая нунциатуру в Ереване, зная, что не только ААЦ, но и сепаратисты в целом будут против этого?
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать