• пятница, 19 Апреля, 19:51
  • Baku Баку 24°C

У нас один президент!

18 марта 2020 | 13:15
У нас один президент!

ПОЗИЦИЯ
Спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Афганистану Тадамичи Ямамото был вызван накануне в Министерство иностранных дел этой страны, где ему в мягкой форме напомнили о завершении избирательного процесса и недопустимости по этой причине провокаций.
Что же спровоцировало гнев внешнеполитического ведомства высокогорного азиатского государства?
Для дипломатического корпуса встречи как с представителями власти, так и с оппозицией считаются нормальной практикой, а потому желающий поглубже ознакомиться с внутриполитической ситуацией японец встретился с бывшим премьер-министром Абдуллой Абдуллой. И все вроде бы ничего, просто оппонент действующего президента Ашрафа Гани не стал признавать поражения на недавних выборах и провозгласил себя главой государства, проведя параллельную инаугурацию и полив тем самым и без того пеструю палитру политической жизни багровой краской раздора.
Специфичность ситуации
Именно по этой причине официальный Кабул указал посланнику ООН, что обсуждение политической ситуации в Афганистане не должно нарушать Конституцию и международные нормы.
Последнюю волну демократизации Афганистан помнит смутно, так как было это при «мягком» Захир шахе, свергнутом в 1973 году его «жестким» кузеном Мухаммедом Давудом. После этого была воздвигнута четко очерченная однопартийная система, а после декабрьского 1978 года ввода в страну советских войск в местной политике нет иных звуков, кроме как издаваемых танками, автоматическим оружием и «стингерами». Сначала «шурави» гоняли «басмачей», затем «талибы» прогнали «кяфиров», после чего сами были изгнаны американцами, насадившими там «героиновую демократию». Так и живут они, не признавая ни своих, ни чужих, а страна официально называется «Исламский эмират Афганистан», вот и судите о местной степени толерантности.
Что касается противоречий между нынешними соискателями власти, они начались не сегодня - еще в 2014 году Абдулла заявил о многочисленных фактах нарушений со стороны избирательной комиссии, которых накопилось столько, что Гани вынужден был согласиться с доводами оппонента и специально для него создал должность главы центральной исполнительной власти. Так и просуществовала эта должность до конца минувшей недели, когда оппонент вознамерился примерить на себя параллельную инаугурацию. Теперь нет этой позиции, но теперешний Абдулла даже не намерен удовлетворяться дарованной ему должностью - в случае, если ЦИК не пересмотрит результатов выборов, а она и будет заниматься этим, он грозится «поднять широкие слои населения на борьбу с узурпатором».
Попытки тщетны
Кто в курсе, что такое инклюзивное правительство? Вот и доктор Абдулла не знает, хотя на встрече с Тадамичи Ямамото выражал горячее намерение сформировать такой Кабинет министров, который представлял бы интересы всех групп населения страны. А теперь представьте, что в соответствии с этим пожеланием в одной упряжке собрались исламисты, социалисты и те, кто привязан к американским горнорудным и прочим добывающим корпорациям. В воображении такое допустимо, а на практике - нет, потому тактика единовластия Ашрафа Гани в рамках вашингтонской стратегии представляется более приемлемой в условиях страны Гиндукуша.
Кстати, сразу после борьбы за пост президента состоялись было переговоры между командами двух претендентов, однако решить вопрос к обоюдному согласию сторонам не удалось, впрочем, это поначалу не помешало представителям двух блоков заявить о продолжении переговоров в надежде на конструктивное решение вопроса.
Однако неделю назад напряжение вновь стало нарастать - этому послужил указ президента о ликвидации должности главы исполнительной власти, включая увольнение всех сотрудников ведомства и прекращение мер по обеспечению их безопасности. Примечательно, что накануне сентябрьских выборов прошлого года каждый из двух кандидатов, вновь баллотировавшихся в президенты, также исключил необходимость дальнейшего существования должности главы исполнительной власти, как бы подчеркивая, что «Боливар не выдержит двоих», и что компромисса пятилетней давности не будет. Так оно и случилось, а от покладистости доктора Абдуллы не осталось и следа.
Так, вскоре после распоряжения о роспуске указанной структуры бывший ее руководитель издал собственный указ, поручив сотрудникам исполнительного совета продолжить работу в составе нового аппарата, и отметил, что после инаугурации прежнего ведомства не существует, так что задача его ликвидации снимается. Кроме того, принципиальный оппонент заявил, что сейчас Гани уже не является президентом Афганистана и его нынешние указы и распоряжения не имеют законной силы.
Однако роль «третейского судьи» сыграл спецпредставитель США Залмай Халилзад, который, вопреки своим обещаниям сохранить нейтралитет, посетил церемонию инаугурации Гани. В свою очередь и Миссия ООН по содействию Афганистану поздравила Ашрафа Гани с принятием присяги. Однако встреча Ямамото и Абдуллы указывает на то, что главная международная организация все же напирает на необходимость дополнительных усилий для разрешения политического кризиса.
Мнение политолога
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, проведение в Кабуле двух параллельных церемоний инаугурации и отказ главного соперника Ашрафа Гани признавать официальные выводы Избиркома дали повод говорить о создании параллельных структур власти в Афганистане:
- Вполне возможно, широкий фронт коалиции, поддерживающий Абдуллу, сделает устойчивой модель двоевластия после формирования инклюзивного правительства, хотя такой вариант развития событий сомнителен. Кроме того, нынешняя диспозиция свидетельствует о том, что местная политическая элита объявила войну формальному победителю. При таком раскладе ответственность за обострение политического кризиса в Афганистане лежит на Белом доме. Если бы администрацией президента Дональда Трампа были приняты своевременные меры, то политический раскол в афганском государстве, который возник на фоне недавнего объявления результатов президентских выборов, мог быть предотвращен. Теперь же готовность американской стороны конструктивно помогать внутриполитическим процессам в Афганистане находится под сомнением.
Поводом для противостояния между Гани и доктором Абдуллой стала проблема фальсификаций, что указывает на недостаток честности и открытости в политике Госдепа США в рамках продвижения избирательного процесса и, как следствие, процесса примирения.
Примечательно, что ни на одной из церемоний в Кабуле не был экс-президент Хамид Карзай, а также такие авторитетные политики, как Мохаммад Юнус Кануни и Гульбеддин Хекматьяр. А это значит, что они ждут патового исхода схватки двух оппонентов, ослабления их позиций и возможности самим попробовать включиться в борьбу за первый пост в государстве.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать