• пятница, 19 Апреля, 08:44
  • Baku Баку 13°C

Кризис не тетка,

12 марта 2020 | 16:02
Кризис не тетка,

ВЗГЛЯД
«Позднее зажигание» - давно осевшее в лексиконе выражение, которым характеризуют медлительность и неразборчивость неуспевающих людей в актуальных ипостасях. Обычно позднее подключение к процессам оборачивается новыми издержками для тугодумов, которые все время догоняют время, тщетно пуская в дело последний ресурс.
Вспомнилось это в связи с растущей тревогой, точнее паникой, которая вовсю разворачивается в Армении в свете разыгравшихся спадов на мировых финансовых биржах, да и по случаю разгула коронавируса тоже. Но всем и везде понятно, что натиск вируса рано или поздно будет остановлен. Над этим работают врачи, ученые и изобретатели. Но вот по случаю перепадов на мировых рынках, где больше вопросов, чем ответов, ситуация не совсем внушает оптимизм.
Похоже, есть единственный островок, где ответственные за судьбы народа власть предержащие ведут себя так, будто им все подвластно. Даже мировой кризис. Речь, как вы догадались, об Армении, где премьер-министр Никол Пашинян абсолютно не торопится с действиями, будто он в состоянии обратить недостатки в новые преимущества.
Как ни парадоксально, состоящие на службе власти экспертные группы и медиа, словно подставляя плечо главе кабинета, воссоздают для него благостный фон, дескать, Никол Воваевич еще не такие сложности «перебарывал». Пиар-эффект, может, кому-то и кажется проверенным способом в преодолении психологического дефолта, а в том, что в Армении он уже давно царствует, нет сомнения, но дать реальный стабилизационный ресурс он не в состоянии. Это хорошо понимают не только экономисты, лица, искушенные в перипетиях макроэкономических расчетов, но и простые люди, которые только и делают, что затягивают пояса.
Премьер Пашинян пока стоически выдерживает паузу, хотя во всех странах представители власти, особенно ответственные за экономический сектор начальствующие персоны, давно и усиленно наладили диалог с обществом. Как и положено, все происходит при участии масс-медиа, в направлении которых премьеры, министры, профильные персоны делают шаги навстречу.
В том, что Армения абсолютно не готова к глобальному кризису, сомневаться не приходится. Положение в реальном секторе экономики, как говорится, оценивается по принципу ни шатко, ни валко. У страны нет обнадеживающих золотовалютных резервов, потому говорить о возможностях маневра смысла не имеет. Но кризис, как говорится, не тетка, никого не пожалеет. Следует его оседлать не мифическими, уж тем более микрореволюционными, а практически выверенными шагами.
Все общество в ожидании слова премьера, который, как видится, ушел в укрытие. Надолго ли?
Повсеместно эксперты говорят, к примеру, о девальвации национальных валют, о предоставлении простора денежной массе в спектре инфляционных люфтов, о более гибкой политике финансовых учреждений, упреждая их от соблазна воспользоваться трудностями момента и не дать навредить интересам граждан.
В Армении, как известно, национальная валюта - драм и так на ладан дышит, и расчет на его искусственное «похудение» и вовсе может вызвать необратимые процессы. Если бы у страны был надежный экспортный поток, тогда можно было пойти на риск и пустить в свободное плавание национальную валюту. Но такого нет и в ближайшей перспективе не предвидится.
Скорее всего, кабинет пойдет на взвинчивание цен, объясняя это тем, что, мол, в стране инфляция находится на очень низком уровне, и в качестве временной меры можно позволить себе использовать повышение цен. В принципе, это практикуется, но в условиях, когда у производственного комплекса на фоне активного потребительского пространства появляются резервы для маневров.
Но армянский премьер, понимая всю пагубность состояния национального хозяйственного сектора, не мудрствуя лукаво, делает ход конем и… связывается по телефону с российским коллегой Мишустиным. Он обезоруживающе признается, что предметом общения стали вилки антикризисных мер.
Трудно сказать, насколько российский премьер знаком со структурой армянской экономики и как быстро готов удовлетворить запрос армянского коллеги, однако с кондачка такие вопросы не решаются. Стало быть, на кону у армянского премьера опять мольба о помощи.
Такое уже было в 2008 году, когда Ереван экстренно запросил у Москвы кредит, чтобы предотвратить катастрофу и застраховаться от народного гнева. То было стремное время, когда банды карабахских вояк вели ожесточенную войну за власть в Ереване. Им тогда было не до экономики, но тем не менее удосужились постучаться в кремлевские ворота, чтобы предотвратить неладное.
Москва сжалилась и отстегнула полумиллиардный кредит в долларах, вдохнув тем самым дух в умирающий организм. Ереван для покрытия полученного займа выпустил евробонды, и на время удалось остановить откат назад.
Однако ныне возникает вопрос: не намеревается ли Пашинян следом обратиться к другим кредиторам и запросить помощи, например, у западных финансовых институтов?! Это очень даже возможно. Тем более такие структуры, как Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк или же Международный валютный фонд всегда готовы всучить неудачникам свои пакеты, погружая их в новые долговые обязательства. Ведь все их услуги обычно пакуются в политические обертки, от которых впоследствии трудно бывает избавляться. Тем более Пашинян в душе тяготеет к Западу.
Кстати вспомнить, он давно разыгрывает карту мирового армянства, как козырную. Другими словами, взывая о помощи, не скрывает, что видит в соплеменниках, осевших главным образом на Западе, спасительную мотивацию. И чем глобальный кризис не повод, чтобы и лицо спасти, и избавиться от российского ошейника, тем более все окружение донимает его именно этим требованием.
Тофик АББАСОВ
banner

Советуем почитать