• пятница, 19 Апреля, 08:59
  • Baku Баку 13°C

Перемирие в целом соблюдается

12 марта 2020 | 12:33
Перемирие в целом соблюдается

ПОЗИЦИЯ
Главы оборонных ведомств Турции и России Хулуси Акар и генерал армии Сергей Шойгу провели телефонные переговоры, в ходе которых обсудили вопросы, связанные с реализацией дополнительного протокола к меморандуму о стабилизации обстановки в зоне деэскалации в провинции Идлиб.
Первые шаги сделаны
Стороны констатировали определенные подвижки - так, турецкие военные начали поэтапный отвод тяжелого вооружения с наблюдательных пунктов на указанной территории. Есть также договоренность о том, что с воскресенья начнется совместное патрулирование стратегически важной сирийской автотрассы М4 (Латакия-Алеппо). Считается, что это является одним из основных пунктов соглашения как наиболее действенный формат для того, чтобы избежать прямой конфронтации турецких и сирийских войск.
Детали этой процедуры, такие как, например, точные параметры перемещения совместных патрулей, их количественный состав, предстоит согласовать во время межведомственных консультаций.
Как отмечают турецкие и российские официальные органы, перемирие в провинции реально соблюдается - это подтверждено как турецким министерством обороны, так и российским Центром по примирению враждующих сторон. Сейчас над регионом продолжают барражировать турецкие беспилотники, и это несмотря на закрытие неба российской авиацией и противоракетными зенитными комплексами.
Причина в том, что повышена планка доверия к союзникам, а во-вторых, беспилотные аппараты братской страны не стреляют по сомнительным целям, а отслеживают режим прекращения огня. Машины не несут на борту вооружения, и обо всех перемещениях своих БПЛА Анкара извещает российскую сторону.
В первые трое суток отмечались лишь «спорадические перестрелки» - группировка Хайат Тахрир аш-Шам не присоединилась к договору и продолжает вести огонь в Южном Идлибе и к западу от Алеппо. Однако это не помешало Дамасскому режиму накануне объявить об открытии трассы М5 Алеппо-Дамаск для гражданских машин на всем ее протяжении.
Неуемные люди с погонами
Кстати, за день до знакового события на границе была замечена еще одна колонна турецких войск, входящая в Сирию, - очевидно, что Анкара не намерена сокращать собранную в Идлибе ударную группировку, и в Москве об этом тоже знают. По ночам три-четыре турецких беспилотника продолжают дежурство в небе над провинцией и вблизи границы.
Не окончательно стихли столкновения и на земле, так как люди в погонах, провоцируемые Башаром Асадом, не унимаются - в минувшую субботу его войска выбили отряды Хайат Тахрир аш-Шам из двух поселков возле города Кафр-Набаль. То есть, несмотря на то, что президенты России и Турции почти 6 часов вели переговоры в Москве, конечный результат оказался не слишком впечатляющим: прекращение огня достигнуто лишь по фактически существующей линии соприкосновения на северо-западе ближневосточной страны. Нет соглашения о разведении сторон, о создании демилитаризованных зон и появлении каких-либо наблюдателей. А потому такое перемирие долго держаться не может по определению. На подобные временные соглашения, какое наблюдается в упомянутой провинции, обычно идут не главы государств, а полевые командиры - чтобы собрать трупы с поля битвы и оказать помощь раненным.
А ведь Эрдоган с Путиным еще договорились начать с 15 марта совместное патрулирование трассы М4 в той части провинции Идлиб, что до сих пор контролирует сирийская оппозиция, и чтобы вдоль трассы была «зона безопасности» с двух сторон.
В принципе, на бумаге совместное патрулирование уже проводится на северо-востоке Сирии вдоль границы с Турцией в соответствии с сочинским меморандумом от 22 октября
2019 года. Там тоже проходит трасса М4, но до иракской границы. С российской стороны в совместном патрулировании участвуют специально сформированные «мусульманские» (из чеченцев и ингушей) части военной полиции. Однако в феврале, когда из-за столкновений в Идлибе резко обострились отношения с Москвой, армия братской страны, понесшая потери в живой силе, отказалась по факту от совместной охраны приграничья, но затем начался саммит, и в Анкаре передумали обижаться на «друзей».
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, перемирия такого рода временны, и в любой момент не только сирийская армия и вооруженная оппозиция, но и «романтики с большой дороги» из Хайат Тахрир аш-Шам могут его нарушить:
- Замирение, утвержденное на недавнем саммите в Москве, держится потому, что у всех (кроме расположенной рядом с фронтом братской страны) силы и резервы закончились. Турки дальше углубляться в Сирию, похоже, не намерены, но и выводить из Идлиба войска не собираются, а напротив, наращивают там свое присутствие. А потому заставить ее армию уйти или зачистить провинцию от вооруженной оппозиции, пока она пользуется турецкой артиллерийско-ракетной и воздушной поддержкой, ни асадовцы, ни их иранские союзники, ни российские частные военные кампании не в состоянии.
Похоже, идлибское противостояние переходит в перманентно-застойную фазу вроде той, что в Донбассе, где сирийская оппозиция играет роль «ДНР-ЛНР», а Турция - роль РФ. То есть понятно, что наступившее в этой провинции затишье долго не продлится и что попытки политически разрешить сирийский конфликт будут, наверное, столь же «успешны», что и переговоры в Минске по «отколовшимся» территориям Украины. Хотя Асад и объявил, что эта территория непременно должна быть «освобождена, невзирая на турецкие возражения», как говорится, мечтать не вредно.
Этот диктатор вообще хотел, победоносно закончив гражданскую войну на западе Сирии, направить свою армию на восток, где небольшой контингент «американских оккупантов» контролирует основные нефтяные и газовые месторождения страны. Правда, он бросил все силы на зачистку Идлиба, несмотря на высокий риск прямого столкновения с турецкой военной машиной, но лишь потому, что ждать не может и что за ним российская авиация. Но она по известным причинам молчит, и неизвестно, когда снова начнет бомбить населенные пункты непокорной провинции.
Так что одна у Дамаска надежда - зачистить с помощью «старшего брата» эту территорию и объявить о победном окончании войны. Тогда можно надеяться на какую-то программу финансирования реконструкции от китайцев, от нефтяных шейхов, от Европы, где в случае официального окончания войны и начала реконструкции сирийцы автоматически утрачивают статус беженцев и становятся экономическими мигрантами, и их можно законно высылать.
А пока в Идлибе хоть как-то держится оппозиция, никакой помощи не будет, кроме гуманитарной, хотя в стране снежным комом нарастает финансовый хаос - сирийская валюта превратилась в фантики: за один полноценный «бакс» дают больше тысячи местных фунтов. Ну, вы сами понимаете, что ожидает власть при таком двояком положении - или бунты, как в Иране, или же новая гражданская война с перспективами революции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать