• пятница, 19 Апреля, 19:59
  • Baku Баку 24°C

У США не нашлось Patriot для Турции

28 февраля 2020 | 13:18
У США не нашлось Patriot для Турции

СИТУАЦИЯ
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намерен применить военную силу, чтобы оттеснить сирийских солдат за турецкие наблюдательные посты в провинции Идлиб.
Выступая накануне перед депутатами Великого национального собрания, он напомнил, что к началу весны истекает ультиматум, выдвинутый им правящему режиму в Дамаске месяц назад. В этой связи президент братской страны вновь пообещал нанести удар по войскам диктатора Башара Асада. При этом он выразил надежду, что вопрос использования воздушного пространства в провинции на северо-западе Сирии будет решен в скором времени.
Причина в том, что, как известно, турецкая армия в упомянутой зоне боевых действий испытывает серьезные проблемы, так как лишена воздушной поддержки. Этому мешает господство в небе истребителей Военно-космических сил России и поставленные Москвой Дамаску зенитно-ракетные комплексы С-300.
НАТО им не поможет
На этот пассаж следует вопрос: а как же хваленая поддержка НАТО, хотя бы оружием, что ли… Однако Анкара об этом пусть даже не мечтает по двум причинам. Во-первых, европейские столицы в последние годы не считают ее союзницей, отказав в противоракетных системах и прочем вооружении в 2015-16 годах, когда и так называемое «Исламское государство» (ИГ) обстреливало приграничные районы, и с Россией отношения напряглись донельзя из-за сбитого самолета СУ-24, и курдские боевики зачастили с нападениями из Ирака и Сирии. А после того, как Турция вынужденно начала сближение с русскими, Париж, Берлин и Брюссель и вовсе подняли вой по поводу предательства совместных ценностей.
Вторая же причина в том, что братская нам страна не хочет жить по европейским лекалам и в отведенном ей «коридоре цивилизации», она попросту не хочет быть задворками, предбанником и чуланом Европы, а ведь именно эту участь приписали ей после Лозаннского (1923) договора, который был чуть мягче Версальского (1919) «вердикта». Судя по тексту, кемалистская Турция просто обязана была стать парламентской, «докторами» ей было предписано отказаться от любых политических течений ислама, а армия имела право совершать «конституционный переворот» в случае, если правительство пойдет не тем путем. Эрдоган с приходом во власть положил конец всему перечисленному беспределу, что не понравилось Западу, который не преминул сменить пряник инвестиций на кнут санкций. Кроме того, он начал с позиции силы переговоры о том, чтобы 4 млн сирийских беженцев оставались в Турции и не оставляли ее пределов, предложив в виде компенсации за все про все 6 млрд евро. Примечательно, что более чем полумиллиардная Европа до сих пор настаивает на этом, заявляя, что «боится азиатского нашествия».
По этим причинам Североатлантический альянс, скорее, поможет террористической «Курдской рабочей партии» и ее офисам, разбросанным по всей Европе, чем своему форпосту на юго-восточном направлении.
Кстати, Эрдоган и сам признал, что США все еще не ответили на просьбу его правительства о поставках зенитных ракетных комплексов Patriot, хотя ранее правительство Дональда Трампа обещало оказать поддержку в военных действиях в проблемной провинции Идлиб. Он также отметил, что скорее всего ему придется вновь обсудить эту тему с американским коллегой Дональдом Трампом.
Не лучшие времена
Турецкий президент также обвинил Россию в том, что она закрывает глаза на гуманитарный кризис в регионе (по данным ООН, число беженцев из Идлиба приближается к 1 млн человек, причем большая их часть пересекает турецкую границу в надежде пережить худшие времена). И связано это с тем, что в течение последних недель Анкара безуспешно пытается договориться с Москвой о прекращении сирийского наступления на последний оплот оппозиционных сил, противостоящих диктаторскому режиму. А потому из-за разногласий по этому поводу ситуативный союз президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его российского коллеги Владимира Путина переживает, мягко говоря, не лучшие времена.
Кремль хочет помочь Асаду окончательно взять под контроль всю территорию Сирии и мечтает объявить об окончательной победе над «террористами», после чего постараться поскорее забыть об этой войне. Она становится все менее популярной у россиян, которые в последние год-два заметно охладели к зарубежным военным авантюрам Кремля. Там не без оснований надеются, что после окончательного «умиротворения» Сирии с помощью кассетных бомб Воздушно-космических сил России и бочковых бомб Асада Евросоюз смирится с произошедшим. А затем начнет через какое-то время финансировать восстановление страны, что будет способствовать укреплению и постепенной международной легитимации диктаторского режима в Дамаске.
Однако Эрдогана это не устраивает, так как на его территории уже проживает около 4 миллионов, и еще один миллион на подходе, однако его российский коллега Владимир Путин упорно игнорирует этот фактор, что доказывает отсутствие желания считаться с интересами и проблемами важнейшего союзника на Ближнем Востоке. На этом фоне российскими СМИ распространяются слухи о том, что якобы Эрдоган приказал своим военным уничтожить сирийские ПВО, завезенные с севера.
Вбить клин не получится
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу, в настоящее время из Сирии поступает противоречивая информация:
- Вооруженная оппозиция утверждает, что вслед за поселком Нейраб она сумела вернуть под свой контроль стратегически важный город Саракиб, расположенный на пересечении шоссе Алеппо - Хама и Алеппо - Латакия.
А потому происходящие там события для Путина - достаточно неприятная история. Он налаживал отношения с Эрдоганом с целью максимально отдалить Турцию от НАТО и тем самым ослабить южный фланг альянса. Теперь же становится очевидно, что турецкий лидер использовал отношения с Кремлем, чтобы оказать давление на американцев. Кроме того, Эрдоган вынуждает Москву и ее союзника Тегеран признать особые интересы и роль Турции в Сирии, заставить их согласиться на то, что Анкара будет иметь там свою зону ответственности и каналы влияния, что совершенно не входило в планы Кремля, муллократии и их «клиента» в Дамаске.
Москва не может доверять Анкаре, но и не может от нее избавиться, и теперь вынуждена защищать Асада от возможной военной операции Турции и рисковать столкновением с одной из ведущих стран НАТО. И Путину придется надолго смириться с этим неприятным фактом.
В турецко-российском конфликте заинтересованы главным образом две силы, главная из которых - Соединенные Штаты. Неслучайно Вашингтон, используя глубокие разногласия между Турцией и Россией в связи Идлибом, немедленно отправил своих эмиссаров в Анкару, а хозяин Белого дома Дональд Трамп позвонил своему турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану и выразил ему поддержку. Но Анкара понимает, что Вашингтон хитрит.
Второй силой, заинтересованной в российско-турецком конфликте, является режим Башара Асада, который давно обеспокоен их партнерством - если бы не военная поддержка Москвой Дамаска, от нынешнего сирийского правительства остались бы одни воспоминания. Тем не менее Асад делает все возможное, чтобы в ходе наступления на Идлиб откровенно вбить клин между Турцией и Россией.
В тему
Американские военнослужащие не намерены возвращаться на сирийско-турецкую границу, заявил накануне министр обороны США Марк Эспер, передает РИА «Новости».
«В данный момент я не вижу никакой возможности, чтобы мы вернулись к границе, - сказал Эспер в ответ на соответствующий вопрос на слушаниях в Палате представителей Конгресса. - Пентагон по-прежнему сосредоточен на том, чтобы обеспечить разгром террористической группировки «Исламское государство» на востоке Сирии».
Из всех сирийских регионов Эспер назвал наиболее проблемным Идлиб, заявив, что там сходятся различные стороны конфликта.
На вопрос: не планируют ли американские военные участвовать в войне внутри страны, министр обороны США сказал: «Никаких разговоров об участии в сирийской гражданской войне не велось. Мы думаем, лучший путь вперед - это проходящий сейчас политический процесс».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать