• четверг, 18 Апреля, 14:24
  • Baku Баку 22°C

Шах вице-королю

21 февраля 2020 | 11:26
Шах вице-королю

ПОЗИЦИЯ
Пять месяцев всего не виделся глава Госдепа США Майк Помпео с членами королевской семьи Саудовской Аравии, но его вновь потянуло в Эр-Рияд. Повод вроде официальный - 75 лет со времени установления дипломатических отношений (в год окончания Второй мировой войны, когда Великобритания окончательно решила отстраниться от физического присутствия на Ближнем Востоке), но тут есть над чем задуматься.
Во-первых, визит пришелся на самый пик усиления напряженности в регионе, да и по времени он совпал с периодом, когда обе страны перестраивают свой подход к региональным проблемам и двусторонним отношениям. Ведь не секрет, что опубликованная «сделка века» пришлась не совсем по душе исламскому миру, хотя саудиты, иорданцы и египтяне ни словом не обмолвились по этому поводу. Во-вторых, Помпео вдруг решил обсуждать всерьез ситуацию с правами человека в королевстве. В-третьих, накануне прошла информация о том, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман аль Сауд заподозрен в причастности к хакерской атаке на телефон основателя Amazon американца Джеффа Безоса. Мало было кронпринцу подозрений в том, что именно он заказал убийство журналиста Джемаля Хашогги, а тут еще одна напасть - похоже, американские спецслужбы и впрямь решили «приручить» будущего короля.
И самый последний повод встретиться - за неделю до поездки Помпео стало известно, что США решили отчислить 21 военнослужащего из Саудовской Аравии после того, как один из лейтенантов, Мухаммед аш-Шамрани, устроил теракт на авиабазе американских ВМС.
Цвета политического пасьянса
О важности визита говорит тот факт, что в ходе трехдневного посещения главу Госдепа примут (а может, и наоборот) лично король Салман бен Абдель-Азиз аль Сауд, сам упомянутый кронпринц и, понятное дело, министр иностранных дел Фейсал бен Фархан аль Сауд. Среди официальных вопросов повестки дня: напряженность с Ираном, мирный план администрации по Ближнему Востоку и продолжающаяся война в Йемене, но на деле главными вопросами будут именно упомянутые нами проблемы.
Взять хотя бы хакерскую атаку на Безоса - случившееся сильно осложняет отношения Вашингтона и Эр-Рияда, которые в последнее время и так нельзя назвать безоблачными. «Атака на мобильный телефон Безоса вполне вписывается в модель поведения Саудовской Аравии. Наследный принц и его окружение подвергаются нападкам за попытки вести подрывную деятельность в отношении реальных и предполагаемых критиков режима по всему миру» - такое сенсационное заявление опубликовала газета The Guardian. Ее серьезные источники утверждают, что еще 1 мая 2018 года с личного телефона наследного принца Мухаммеда бен Салмана по WhatsApp отправили Безосу вредоносный видеофайл из-за его конфиденциальной встречи с невестой журналиста Джемаля Хашогги.
В результате в течение нескольких часов с телефона скачали значительный объем информации. В окружении предпринимателя считают, что таким образом Эр-Рияд хотел навредить Безосу за то, что принадлежащая ему газета The Washington Post критиковала власти королевства за причастность к убийству упомянутого саудовского журналиста турецкого происхождения. Правда, посольство Саудовской Аравии в США назвало абсурдными сообщения СМИ о следе Эр-Рияда во взломе телефона главы Amazon, но дело уже дошло до ООН, которая собирается призвать обе страны расследовать инцидент, подрывающий основы прав человека.
Кстати, президент Дональд Трамп еще в начале правления явно демонстрировал, что стороны связывают особые отношения - Эр-Рияд стал первой зарубежной столицей, которую он посетил, став главой государства. На переговорах с саудитами американские власти не стали поднимать традиционную тему о соблюдении прав человека. В результате стороны подписали контракты, согласно которым Вашингтон обязался в течение 10 лет поставить королевству вооружения на $350 млрд, а также модернизировать вооруженные силы Саудовской Аравии. Однако все эти военные контракты могли быть разорваны после того, как 2 октября 2018 года в стенах Генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле был убит известный саудовский журналист. Американский Конгресс пригрозил королевству санкциями, призывая Трампа запретить продажу саудитам оружия.
Сам президент осудил действия Эр-Рияда, пообещав «суровое наказание», однако подчеркнул, что терять заказы и инвестиции ближневосточного союзника не хотел бы. «Если Вашингтон перестанет продавать саудитам оружие, то они потратят эти деньги в России или Китае», - говорил он пророчески тогда. Сложности в отношениях с Вашингтоном и правда подтолкнули ближневосточное королевство к мыслям о диверсификации военного сотрудничества. Желая преодолеть полную зависимость от систем американских вооружений, Эр-Рияд договорился с Москвой о поставке ЗРК С-400. Это стало особенно актуальным после атак беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы саудитов, после чего стало очевидно, что американские системы несовершенны, а сами янки вовсе не готовы защищать своих союзников.
Кто там шагает правой?
Словом, союзники идут не в ногу, хотя уже давно проявляют озабоченность по поводу ядерных амбиций Ирана и его «дестабилизирующей деятельности на Ближнем Востоке». Сегодня Эр-Риад настаивает на том, чтобы Вашингтон занял более жесткую позицию в отношении Тегерана. По мнению Саудовской Аравии, реакция США на атаку Ирана либо финансируемых им шиитских группировок на ее нефтяные объекты в сентябре прошлого года была слишком сдержанной. Также саудовская сторона желает иметь право голоса в любых решениях, которые будут принимать США в отношении Ирана. И возможно, это условие будет принято, поскольку в Вашингтоне понимают, что без содействия Саудовской Аравии, которая, являясь крупным региональным игроком, помогает обеспечивать безопасность мировых энергетических рынков и участвует в международных инициативах по защите свободы навигации на ключевых торговых маршрутах в Ближневосточном регионе, противодействовать Ирану будет сложно.
Не случайно, находясь в Эр-Рияде, шеф Госдепа заявил, что партнерство между США и КСА является «важнейшим оплотом мира и безопасности на Ближнем Востоке, в особенности перед лицом иранской агрессии в Йемене, Ираке, Ливане и Сирии».
Однако и у янки есть претензии к королевству. Например, война в Йемене между поддерживаемыми Ираном хуситами и поддерживаемыми Саудовской Аравией правительственными войсками является источником головной боли Белого дома. Чтобы снизить уровень насилия в этой стране, Конгресс требует от администрации Трампа прекратить оказание военной помощи саудитам.
Впрочем, ситуация с правами человека в королевстве вряд ли помешает его отношениям с администрацией президента Дональда Трампа. Тем более что Вашингтон рассчитывает на то, что Саудовская Аравия поддержит трамповский план урегулирования израильско-палестинского конфликта, который решительно отвергают палестинцы. Но как может королевская семья убедить палестинцев прийти к соглашению, неясно. По крайней мере, пока.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать