• пятница, 29 Марта, 02:50
  • Baku Баку 7°C

Полезный диалог

21 февраля 2020 | 10:38
Полезный диалог

РЕГИОН
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу провел встречу с делегацией «Курдского национального совета» (КНС - коалиция сирийских партий, выступающая за автономию курдов), руководимую главой управления внешних связей этой организации Камираном Хако.
Для официальной Анкары эта организация вполне адекватна и конструктивна, в отличие от партии «Демократический союз» и ее «Отрядов народной самообороны», отпочковавшихся от террористической организации «Курдская рабочая партия».
Более того, она была основана в Эрбиле 26 октября 2011 года при поддержке главы курдской региональной автономии Ирака Масуда Барзани, имеющего неплохие отношения с турецким политическим руководством. Есть еще один момент - если она обвиняет конкурентов из ПДС в работе на американцев, те таким же образом обвиняют ее в связях с турецкой разведкой. То есть, в глазах соплеменников это - свои люди…
Сколько волка ни корми…
Вообще-то, политика на курдский лад - дело мудреное, так как во главе ее угла стоит исключительно грубая сила, в силу чего нет смысла говорить об идеологической устойчивости. В КНС сегодня номинально входит 15 партий, на самом деле их лидеры «свободны» от обязательств и демократического централизма, перебегая в лагерь сторонников автономии, а оттуда к конкурентам - в лагерь сторонников полномасштабной государственности. Если разобраться, между теми и другими нет разницы, просто методы у них разнятся - приверженцы государственности действуют жестко и прямолинейно, надеясь то на русских, то на американцев, то на Евросоюз, не гнушаясь при этом террористическими методами, а вот «автономы» предпочитают поэтапный подход. То есть, они как бы за мирные методы - хотят создать автономию по примеру той, что в Междуречье, затем объединить их, после чего попытаться со временем свести воедино усилия по созданию «Великого Курдистана». Иными словами, цель у конкурентов одна, но при разных подходах.
Кстати, самые первые импульсы о «необходимости» никогда не существовавшего на Ближнем Востоке даже в древности упомянутого образования (вспомним «Великую Армению») шли из Лондона еще в 2000-2002 годах, там же печатались «карты» этого мифического квазигосударства, и понятно, под чьим «чутким руководством» все это планировалось. Для народов Южного Кавказа сообщим, что лондонский вариант «великого Курдистана» включал в себя куски территорий всех трех соседних республик, а также Турции, Ирака, Сирии и Ирана. Вот такой аппетит у тех, кто намерен перезагрузить реальность большого региона…
Впрочем, ранее КНС тяготел к сирийской оппозиции, которая исключает диалог с правительством Башара Асада, ПДС же, напротив, не выступал против Дамаска и был готов к диалогу с режимом. Но после появления на горизонте так называемого «Исламского государства» (ИГ) американцы позволили радикальным курдским образованиям «взять под контроль» треть территорий Сирии в обмен на выдавливание оттуда «террористического интернационала». А после того, как правящий режим окреп, курды отказались возвращать занятые земли под его юрисдикцию, что привело к конфликту.
В дальнейшем, ПДС, хотя и обладал реальной властью в курдских районах, так и не смог добиться отдельного представительства курдов ни в одном из форматов переговоров о будущем Сирии. Этому воспрепятствовала Турция, которая не могла допустить участия ответвления КРП в переговорном процессе. А вот КНС в рядах оппозиции удалось в 2016 году подключиться к женевским мирным переговорам по Сирии (Женева-3).
Очевидно, что диалог между Анкарой и КНС может принести обеим сторонам определенные дивиденды. Анкара заинтересована в том, чтобы курдское население Сирии отказалось от поддержки террористической организации ПДС и симпатизировало умеренной КНС, действующей исключительно политическими методами. КНС же нуждается в ресурсах и социальных программах Турции.
Слышать не впервой
Между тем, российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии распространил информационный бюллетень, в котором говорится о том, что Вашингтон снабжает боевиков ПДС оружием и боеприпасами. Согласно документу, за минувшие 50 дней с начала года из Ирака туда прибыло 13 военных колонн, в составе которых находилось более 80 единиц бронетехники, а также более 300 грузовых автомобилей с различными видами вооружения, боеприпасами и материальными средствами.
При этом ЦПВС указывает, что оружие, переданное от США, используется в ходе столкновений многочисленных группировок боевиков восточнее Евфрата, делая упор на то, что оно помимо всего прочего применяется против турецких военнослужащих на севере страны, а также против мирных граждан.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог-востоковед Фаиг Алекперов, это не первый случай, когда американцев обвиняют в усилении конфронтации в регионе посредством поставок оружия и финансирования:
- Но тут есть один момент - если раньше такие факты озвучивала официальная Анкара, сейчас почему-то этим занимается Москва. Обращает на себя внимание тот факт, что «слив» этой информации произошел на фоне серьезных трений, начавшихся между Турцией и Россией в связи с ситуацией в Идлибе и одновременного потепления отношений Анкары и Вашингтона. Кстати, госсекретарь США Майк Помпео заявил, что поддерживает ответные военные действия Анкары против армии Башара Асада. По словам главы внешнеполитического ведомства заокеанской державы, действия официального Дамаска, Москвы и Тегерана вместе с поддерживаемой им организации Хезболла непосредственно препятствуют режиму прекращение огня на севере Сирии.
А потому вызывает недоумение, неужели в Кремле всерьез рассчитывают столкнуть Анкару и Вашингтон с помощью столь примитивных и заезженных пропагандистских штампов и трюков? Тем временем, следует отметить, что США, Великобритания и ФРГ синхронно обратились к сирийскому режиму с призывом прекратить нападения на наблюдательные пункты Турции. Похоже, идет процесс подготовки к выступлению в Совбезе с предложением принятия резолюции, обязывающей прекратить эскалацию в Идлибе. Ясно, что затея не имеет особых перспектив, поскольку Россия непременно наложит «вето» на проект подобной резолюции. Однако дипломатический эффект этого шага, помноженный на огромные ресурсы глобальных СМИ сбрасывать со счетов не стоит.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать