• пятница, 29 Марта, 09:13
  • Baku Баку 5°C

Разведка поможет частично

23 января 2020 | 10:51
Разведка поможет частично

ВЗГЛЯД
То, что между собой сотрудничают спецслужбы таких антагонистов, как США и Иран, КНДР и Южная Корея, КНР и Тайвань, понятно - как говорится, в любой момент в их взаимоотношениях может «из искры разгореться пламя».
Но еще понятнее, когда налаживается взаимопонимание между национальными разведками, например, Турции и Сирии. Правда, их президенты традиционно друг друга «не переваривают» - лидер братской нам страны Реджеп Тайип Эрдоган во всех бедах гражданской войны в ближневосточном государстве справедливо обвиняет своего коллегу Башара Асада, доведшего своих соотечественников до отчаяния. Последний отвечает ему тем же, называя оккупантом и агрессором, но на то и существуют Астанинский процесс, а также надежный посредник вроде президента РФ Владимира Путина, чтобы наводить мосты между противниками. Правда, встречи между спецслужбами двух стран конфиденциальны, что не случайно…
Помните десятидневной давности московскую встречу по урегулированию ситуации в Ливии? Оказывается, там были представители разведки не только упомянутой североафриканской страны и Турции с Россией, но и Сирии, причем посланник Дамаска (глава Бюро национальной безопасности Али Мамлюк) прибыл туда специально… для переговоров с руководителем турецкой Национальной разведывательной организации (MIT) Хаканом Фиданом. Информация об этом прошла вскользь на сирийских официальных порталах, но она была неисчерпывающей и не подтверждалась надежными источниками.
Теперь вот Эрдоган по возвращении с берлинской конференции по Ливии открыто обратил внимание на важность этих переговоров. Так что только сейчас появились подробности этой беседы, которая, по-видимому, стала признаком нормализации отношений между Дамаском и Анкарой. «Самое важное - это отношения Хакана с российской, сирийской и иранской сторонами», - сказал лидер братской страны.
Параллельно с Эрдоганом вашингтонское издание Al-Monitor тоже вбросило информацию о том, что у Фидана и Мамлюка действительно состоялась «многообещающая двусторонняя встреча». Источники портала говорят, что это произошло после того, как президент РФ Владимир Путин на встрече с турецким коллегой в Стамбуле 8 января предложил повысить уровень контактов между властями соседних государств, то есть признать в итоге легитимность Асада. По этим данным, турецкая сторона высказала уважение территориальной целостности и суверенитету Сирии, признав, что ее военное присутствие на севере ближневосточной страны является временным. И даже Фидан якобы призвал официальный Дамаск разработать совместную стратегию против курдских «Отрядов народной самообороны», действующих на северо-востоке Сирии.
Более того, по мнению турецкой стороны, требуется более тесное сотрудничество и координация между разведывательными службами двух стран для предотвращения нежелательных инцидентов на местах. Кроме того, Анкара указала на необходимость координации и в вопросах, касающихся использования воздушного пространства Сирии.
В свою очередь глава сирийской спецслужбы призвал Турцию выполнять обязательства по провинции Идлиб, которая остается в руках вооруженной оппозиции и примкнувших к ним «во имя общего мусульманского долга» террористических формирований. В нарушениях режима прекращения огня в этой зоне деэскалации Дамаск винит исключительно оппозиционные группировки, которые, согласно астанинскому процессу, находятся под ответственностью Турции, поэтому, по его мнению, она должна повлиять на своих «клиентов». Впрочем, как следует из официальных заявлений сирийского правительства, оно выступает за то, чтобы турецкий контингент покинул периметр Идлиба. Но тут следует сделать небольшую ремарку - правительство Асада не дает гарантий безопасности оппозиционерам, а сдавшихся в плен подвергает в лучшем случае сегрегации, увеличивая таким образом число недовольных граждан, предпочитающих гуманитарные лишения беженцев жизни на родине.
Руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» не исключил, что Анкара может «сдать» провинцию Идлиб на выгодных условиях:
- То, что такой разговор между главами разведок состоялся на полях встречи, посвященной Ливии, позволяет предположить, что Анкара ожидает преференции на североафриканском направлении. Турция в Ливии поддерживает международно признанное правительство национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем, в то время как Россия считается покровительницей враждебной ему ливийской национальной армии во главе с генералом Халифой Хафтаром. Потому не исключено, что в Анкаре ждут от Москвы давления на выпускника академии Генштаба с тем, чтобы тот дал возможность Триполи восстановить экономику - в обмен на сдачу Башару Асаду Идлиба.
Кроме того, оппозиция в лице лидера Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу уже давно призывает правящую команду начать диалог с Дамаском. А потому координация спецслужб должна частично помочь решению проблем беженцев и курдского сепаратизма.
Однако говорить об открытом диалоге руководства братской страны с сирийскими коллегами не приходится, так как, по крайней мере, пока это было бы сильным ударом по имиджу Эрдогана. И тут на помощь приходит «палочка-выручалочка» в лице спецслужб, которые в двустороннем формате поддерживают контакты в сфере безопасности и такой диалог ведется постоянно - так, в 1999 году было подписано Аданское соглашение, согласно которому Дамаск обязуется нейтрализовать вылазки курдских вооруженных боевиков (в противном случае Анкара вправе проводить операции на сопредельной территории).
В последнее время к этому добавилась еще и необходимость противостоять дестабилизирующим действиям США и Израиля посредством координации с региональными игроками - Ираком, Сирией и Ираном. Еще одним аргументом является необходимость братской страны определять свою внешнюю политику самостоятельно, а не по телефонным звонкам из какого бы то ни было «обкома», независимо от того, Вашингтон это, Брюссель или Москва.
Краткосрочная перспектива (пока не состоятся парламентские и президентские выборы под эгидой ООН) политических реалий такова, что Асад остается у власти, большинство сирийских беженцев из числа оппозиционеров возвращаться домой не хочет, но это не может продолжаться бесконечно, так как Турция тратит на них по $12 млрд в год. Скоро часть их закончит неполную среднюю школу, уже есть выпускники турецких вузов, а потому надо как-то определяться - или интегрировать их в турецкое общество, давать гражданство, либо возвращать под юрисдикцию человека, от действий которого они пострадали.
Помогут ли контакты разведчиков развитию ситуации и разрешению проблемы, где, с одной стороны, у власти стоит алевитский клан, с другой - ненавидящее его арабское большинство? Скорее всего, нет, а эта история будет и дальше превращаться в раковую опухоль до тех пор, пока либо Асад сойдет с политической сцены, либо страна будет поделена на несколько частей.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать