• четверг, 28 Марта, 21:56
  • Baku Баку 13°C

Пессимистичный прогноз

19 июня 2016 | 10:16
Пессимистичный прогноз

ВЗГЛЯД
Санкции Евросоюза в отношении России за аннексию Крыма и вовлечение в боевые действия на территории Украины существуют уже около двух лет. И все это время не прекращаются споры в самом ЕС между странами-членами этого объединения, ратующими за смягчение, а в дальнейшем и полную отмену санкций в лице Венгрии, Греции, Италии (в последнее время и Франции), и государствами, выступающими с позиции обязательного сохранения санкций до полного выполнения Москвой Минских соглашений. Из них наиболее непримиримую позицию занимают Польша и страны Балтии.
Вот и сейчас западные эксперты солидарны в том, что несмотря на шатание в ЕС по поводу антироссийских санкций в июле они опять будут продлены еще на полгода. Вместе с тем, как подчеркивается в недавней статье в газете Financial Times, «некоторые страны рассматривают вопрос о том, не направить ли одновременно политический сигнал Москве, указав на то, что европейская санкционная политика приближается к переломному моменту».
В подтверждение этого газета приводит предстоящие поездки на Петербургский международный экономический форум председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и премьер-министра Италии Маттео Ренци, а также принятие сенатом Франции подавляющим числом голосов резолюции о постепенном свертывании санкций в отношении России.
Свою точку зрения на перспективы отмены антироссийских санкций Евросоюзом, а также нормализацию отношений России и Турции в интервью газете «Каспiй» выразил российский политолог Павел Лузин.
- Евросоюз намерен продлить санкции против России еще на полгода. В то же время французский Сенат недавно принял резолюцию с призывом облегчить антироссийские санкции. Чего же ожидать от ЕС и Франции в свете антироссийских санкций?
- Думаю, санкции ЕС против России, введенные из-за ее агрессии в Донецкой и Луганской областях Украины, будут продлеваться столько раз, сколько будет нужно для выполнения Минских соглашений. То есть до тех пор, пока Киев не получит контроль над своей границей в тех районах этих областей, которые сейчас по факту контролируются Москвой. Вообще, есть сомнения, что соглашения в нынешнем виде могут быть РФ выполнены, однако санкционное давление ощутимо, а ни европейцам, ни американцам спешить вообще-то некуда.
Правда, нам в России не стоит думать, что даже с отменой части санкций в случае выполнения Минских соглашений (мы ведь помним, что есть еще санкции и за Крым) экономическая ситуация в стране как-то улучшится. Проблемы у нас начались задолго до аннексии Крыма и войны на востоке Украины, а доверие основной массы инвесторов подорвано на годы. У РФ появится шанс на развитие только в случае серьезных внутренних политических и экономических преобразований. Нынешняя власть к этому не готова и не стремится. Кремлю отмена или смягчение санкций нужны только для одного - возвращения его представителей к привычной жизни, когда они зарабатывают разными способами в России, а живут и встречают старость где-нибудь на Средиземноморье. К тому же в условиях санкций невозможно осуществить передачу власти и активов наследникам - все-таки средний возраст в российском правящем классе приближается к 60 годам.
Что касается резолюции Сената Франции, то она носит рекомендательный характер и в целом не налагает на принимавших ее сенаторов никакой ответственности и никаких обязательств. А когда нет ответственности, то рекомендовать можно все что угодно. Впрочем, тонкости французской политики я хотел бы оставить специалистам.
- Турция c первых же дней после сбитого Су-24 предпринимает определенные шаги к налаживанию отношений с Россией: недавнее поздравительное письмо Эрдогана Путину, постоянные миролюбивые заявления турецких чиновников… В свою очередь Москва ослабляет санкции против турецкой продукции. Следует ли ожидать в ближайшее время реального налаживания отношений между двумя странами?
- Президент Реджеп Тайип Эрдоган при всей своей тяге к авторитаризму хорошо понимает реальность, интересы своего бизнеса и союзников Турции. Примирительные жесты с его стороны - это успокоительная дипломатия в условиях, когда в соседней Сирии продолжается война, в которой продолжает участвовать Россия. Все-таки ни новых инцидентов, ни прямого столкновения никто из участников, судя по всему, не желает. Да и для турецкого бизнеса потеря российского рынка - гораздо более серьезная проблема, чем его потеря для европейских фермеров.
Однако я предложил бы здесь дальше наблюдать за ситуацией. Москва пока разрешает не столько турецкую продукцию импортировать, сколько вводит послабления для связанных с турецкими бизнесменами банков, имеющих в стране дочерние структуры (в частности Кредит Европа банк из топ-50 российских банков) и соответственно - инвестиции.
- Кстати говоря, означает ли смягчение антитурецких санкций провал политики импортозамещения, проводимой Кремлем?
- Даже несмотря на то, что признаков серьезного смягчения антитурецких санкций пока не видно, политика импортозамещения, безусловно, не удалась. Достаточно вспомнить, что с 2011 года в России сокращались инвестиции. Спрашивается, на какие деньги могло быть проведено это импортозамещение? Победные реляции из аграрного сектора я считаю лукавыми. Аграрные компании расширяют производство за счет кредитов Россельхозбанка, лизинга техники и хорошей погоды последние пару лет. Также они покупают и/или вытесняют мелких производителей.
Но кредиты все равно придется отдавать, либо выпрашивать безвозмездные субсидии из бюджета. Эти субсидии и так получают, главным образом, только крупные агрохолдинги, близкие к власти. Плюс надо понимать, что РФ лидирует только на рынке зерна. Ни фруктов, ни овощей она даже в минимально потребном количестве не производит. Например, на Урале сегодня вы будете выбирать между картофелем из Азербайджана и Египта, и между помидорами опять же из Азербайджана и Узбекистана.
Что касается птицы, мяса и молока, то все инвестиции здесь делались еще во второй половине 2000-х годов, а сейчас с девальвацией рубля производители начали сильно экономить на кормах, ветеринарии и закупках племенного скота. Коров, например, раньше закупали в Голландии и Венгрии, а сейчас не закупают вовсе. В итоге у нас происходит монополизация существующего аграрного производства. Попытки импортозамещения в обозримой перспективе превратятся в дефицит продовольствия, и он будет компенсирован дальнейшим ростом цен на еду.
А если мы обратимся к промышленности, то там импортозамещение невозможно в принципе - в российской истории таких прецедентов не было. Вся наша промышленность, построенная в XX веке ценой огромных жертв, это - германские и американские заводы: купленные, поставленные по ленд-лизу, трофейные. Еще в закрытой экономике получалось неплохо воровать образцы промышленной продукции, копировать и налаживать производство этих копий для внутреннего спроса. Но Россия сейчас, к счастью, не закрытая страна, а украсть в последние годы получилось только несколько заводов в Донецкой и Луганской области (те, что разобрали и вывезли в Россию). И даже в условно высокотехнологичном военном производстве у нас сегодня неплохо используются китайские микросхемы.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать