• четверг, 28 Марта, 12:48

Физик-новатор

19 мая 2014 | 12:59
Физик-новатор

Несколько лет назад, рассказывая на страницах печати о выдающемся азербайджанском ученом Гасане Абдуллаеве, избиравшемся в свое время президентом Национальной академии наук, а до этого, во второй половине 50-х годов прошлого столетия, успешно руководившем Институтом физики, я поделилась с читателями известной мне информацией о том, что японские физики называли нашего соотечественника отцом новейших технологий, что возглавляемое им научно-исследовательское учреждение было на самом высоком уровне утверждено головной организацией в СССР в области физики полупроводников, а его коллектив стал олицетворением зарождавшейся азербайджанской физической школы.

А вспомнила я об этом, потому что уверена, одним из представителей этой школы в ряду со многими другими выдающимися исследователями можно считать также нашего соотечественника из России, ныне известного ученого, доктора физико-математических наук, главного научного сотрудника санкт-петербургского Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе, профессора Бахыша Халил оглу Байрамова - на днях ему исполняется 70 лет.
Став в конце 60-х годов аспирантом Института физики Академии наук Азербайджана, он при огромной помощи и поддержке Гасана Абдуллаева, несомненно, угадавшего в этом напористом и целеустремленном молодом человеке исследовательский дар, был прикомандирован в тогда еще ленинградский Физико-технический институт, в тот самый, где и сложилась уже известная в мире школа физиков, зачинателем которой был академик А.Ф.Иоффе, и которая, собственно, определила в некоторой степени также творческий путь самого Г.Абдуллаева. С его, как говорят, легкой руки это научно-исследовательское учреждение с той поры навсегда вошло и в жизнь Бахыша Байрамова.
Впрочем, прежде - коротко о жизненном пути нашего соотечественника.
Родился в Грузии, в Марнеули, в семье сельского учителя. Окончив Тбилисский машиностроительный техникум, некоторое время работал техником-конструктором на авиационном заводе грузинской столицы. Затем, приехав в Баку, где было много близких и родных, оказавших, по его собственному признанию, существенное влияние на формирование его мировоззрения, решил продолжить учебу. Блестяще сдав в республике вступительные экзамены в вуз, стал студентом факультета радиоэлектроники Ленинградского политехнического института, который завершил с отличием и был направлен в аспирантуру. В тот 1969 год Бахыш, вернувшись в Азербайджан и став аспирантом Института физики, и был замечен Гасаном Абдуллаевым, сыгравшим, можно сказать, решающую роль в его дальнейшей судьбе…
В Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге, куда, как уже отмечено, наш соотечественник отправился с абдуллаевского благословения, он досрочно и весьма успешно защитил под руководством академика Б.П.Захарчени кандидатскую диссертацию и был оставлен в институте. Здесь он прошел путь от младшего до главного научного сотрудника. В 1991-м стал доктором наук.
Коллеги и все, кто знаком с творчеством Бахыша Байрамова, поражаются его научной интуиции. В сочетании с данными ему свыше способностями, с необыкновенным трудолюбием и годами накопленными знаниями и опытом в различных областях науки и техники она, интуиция, позволяет ему успешно развивать самые актуальные направления современной физики полупроводников, а впоследствии и биофизики. Благодаря и его заслугам тоже наша наука занимает одну из передовых позиций в мире по разработке новых методов, говоря языком ученых, «лазерной спектроскопии неупругого рассеяния света электронными возбуждениями». Эти работы во многом определяют развитие одного из приоритетных научных направлений, позволяющих создавать новые высокочувствительные аналитические методики. Байрамовым обнаружены, изучены и классифицированы новые явления, возникающие при распространении излучения непрерывных лазеров небольшой мощности, позволяющих эффективно выявлять возникающие изменения так называемых оптических свойств среды и еще многое другое…
Не буду, однако, уж очень углубляться в дебри исследований нашего соотечественника в физике полупроводников, хотя, возможно, иногда и придется делать это. Прежде все же сошлюсь на мнение ряда ученых мирового уровня об огромном значении работ азербайджанского ученого в этой области.
Как-то при встрече с Бахышем Байрамовым, еще молодым тогда научным сотрудником (случилось это в 1970-м году), известный в мире физик, академик Я.Б.Зельдович, поинтересовавшись проводимыми им исследованиями электронных процессов, происходящих в полупроводниках при распространении лазерного излучения, отметил настоятельную необходимость и важный потенциал таких работ. А несколькими годами позже другой выдающийся ученый, американец азербайджанского происхождения Али Джаван, создатель первого - и газового, и непрерывного действия - лазера, возвращаясь в США из Тегерана, где был тогда гостем иранского шаха Резы Пехлеви, и остановившись в Ленинграде, встретился и имел беседу с уже знакомым ему по научным статьям Байрамовым. Речь тогда шла и о возможности использования лазера для измерения, как формулируют ученые, узких спектральных линий в твердых телах. Так вот, спустя некоторое время это было сделано в Физико-техническом институте Санкт-Петербурга с помощью сканируемого интерферометра «Фабри-Перо», созданного нашим соотечественником в соавторстве с его коллегой В.В.Топорковым. Надо сказать, что это было новшеством в мировой практике, получившим ныне широкое распространение.
В научном багаже Бахыша Байрамова - целый ряд, если так можно сказать, пионерских исследований и открытий, получивших мировое признание. На основе предложенной им теории, касающейся проблемы «рассеяния света», ведущие западные ученые, в частности М.Кардона из Института Макса Планка в Штутгарте, ФРГ, заново пересмотрели и скорректировали результаты своих, выполненных в последние двадцать лет работ. Потому, наверное, в 2004 году в издающемся в Соединенных Штатах Америки журнале «Физика сегодня» имя азербайджанского ученого было названо в числе выдающихся ученых.
Полученные Байрамовым в процессе научных исследований результаты, разработанные им подходы привели, по общему мнению ученых, к обнаружению новых физических явлений, а также внесли существенный вклад в решение целого ряда практических проблем. В качестве примера можно обратиться к результатам по выявлению и устранению причин выхода из строя, скажем, серийно выпускаемых промышленностью суперконденсаторов сверхбольшой емкости для хранения больших зарядов. Такие особо востребованные в сложных технологиях альтернативные источники электрической энергии нового типа имеют определенные преимущества над обычными химическими источниками тока - гальваническими элементами и аккумуляторами.
Стоит, наверное, сказать и о том, что результатом научных изысканий Байрамова и работающих с ним сотрудников стало осуществленное впервые экспериментальное изучение основных закономерностей, проявляющихся во взаимодействии тел, и существенное расширение существующих представлений о фундаментальных свойствах взаимодействия излучения с веществом.
В последние годы, используя весь накопленный им опыт в спектроскопии полупроводников, Бахыш Байрамов успешно развивает новое важное направление в биофизике.
Работы нашего соотечественника, физика-новатора, получив в мире широкое признание, были использованы в более чем 200 ведущих мировых научных центрах и стали основой современной метрологии полупроводниковых материалов. Он - активный участник интеграции международного сотрудничества с ведущими зарубежными научными центрами.
Особое внимание им, естественно, уделяется развитию тесных научных связей с учеными родного Азербайджана, страны, давшей ему путевку в большую науку. Весьма взаимно полезными считает он регулярные встречи, плодотворные обсуждения с соотечественниками, совместные с азербайджанскими учеными работы. Он горд тем, что имена многих из них, к примеру, таких видных деятелей науки, как академик мировой славы, теоретик физики Фирудин Гашимзаде, экспериментаторы Института физики Национальной академии наук Азербайджана Назим Мамедов, Аяз Байрамов, Октай Алекперов и другие, достигшие значительных успехов в области физики полупроводников, внесшие, и особенно в последние годы, весомый вклад в мировую науку, завоевали широкую известность.
Результаты работ самого Бахыша Байрамова обобщены в виде семи обзоров в самых авторитетных и популярных в мире научных изданиях, таких, например, как «Успехи физических наук», и в трех монографиях. Они были представлены также десятью приглашенными докладами на престижных международных конференциях. Ученый является автором или соавтором более 250 научных трудов, многие из которых написаны вместе с известными зарубежными учеными. У него 14 патентов и авторских свидетельств.
Бахыш муаллим с готовностью работает с молодыми физиками-исследователями, делясь с ними всем, что знает сам. Среди его учеников и последователей - пять кандидатов наук, один из которых - Э.Самедов - успешно заведует лабораторией в Институте нефтехимических процессов в Баку, и один доктор наук. В настоящее время профессор Байрамов руководит научной работой двух аспирантов, преподает в Санкт-Петербургском политехническом университете, а еще является приглашенным профессором Университета Аалто в Хельсинки.
У нашего соотечественника много научных наград: как советских, так и Российской Федерации, на благо науки которой сын азербайджанского народа трудится уже свыше четырех десятилетий. Он бережно хранит и Почетные грамоты Президиума РАН, и знаки признания его научных заслуг, полученные им из США, ФРГ, других стран. Байрамова приглашали на работу многие международные научные центры мира. На ряд приглашений он откликался - работал в Институте теоретической физики во Фрайберге в Германии, в Иллинойском университете и Массачусетском технологическом институте, а позже - в Университете Северной Каролины и Университете содружества Вирджинии в Соединенных Штатах Америки, в университете Турку в Финляндии, в лаборатории физического факультета Кембриджского университета в Англии, в Билькентском университете в Турции.
Об активной научной деятельности и ведущих позициях, занимаемых ученым в мировой науке, свидетельствует и то, что он является экспертом Научного комитета Европейского Союза и Немецкого аэрокосмического агентства. За выдающиеся заслуги избран членом Российской академии естественных наук, почетным членом Британского научного совета по инженерным и физическим наукам, членом Американского Физического общества и еще многих других международных научных организаций.
…Как же приятно осознавать, что, преодолев, несомненно, совсем не легкий путь поиска и открытий, наш талантливый соотечественник, безусловно, яркая личность, представляя за пределами страны современную азербайджанскую интеллигенцию, занял достойное место в плеяде крупных ученых, которые снискали всеобщую заслуженную славу и составляют гордость мировой науки!
Эльмира АЛИЕВА