• пятница, 19 Апреля, 03:15
  • Baku Баку 18°C

В ожидании перспективы

25 декабря 2019 | 12:45
В ожидании перспективы

РЕГИОН
Турецкая делегация в составе сотрудников разведки, МИД и Генштаба провела в Москве ряд рабочих встреч по согласованию позиций в тех регионах, где мнения партнеров, мягко говоря, не совпадают. Это прежде всего сирийская провинция Идлиб и Ливия, где конфликты интересов добрались до фазы кипения, причем русские с турками могут напрямую пересечься в нешуточных баталиях.
Вообще-то, если по-доброму, Турции этот регион религиозно, географически и исторически намного ближе. Кроме того, нынешнее ее руководство считается духовным наставником и заступником лидеров движения «Братья-мусульмане», генерирующим идеи политического ислама. То есть если арабский мир с непониманием воспринимал парламентскую Турцию, равно как и Османскую империю, «брутальное» мышление и поведение (!) президента Реджепа Тайипа Эрдогана воспринимается ими как вполне адекватное.
Гуманитарная катастрофа
Вполне логично, что и в Сирии «Братья-мусульмане», представляющие большинство населения и стоящие в оппозиции к нынешнему правителю Башару Асаду, с пиететом относятся к официальной Анкаре, которая все еще продолжает попытки играть ведущую роль в сирийском сценарии. Правда, в условиях военных конфликтов все зависит не от воли большинства, а от количества точно сброшенных бомб и продвижения сухопутных войск, но преимущество Турции как раз в наличии протестного электората. Однако вооруженная его часть, крайне непримиримая к политике Дамаска, вытеснена в единственную сопротивляющуюся провинцию Идлиб, которую постепенно прибирают к рукам правительственные войска при поддержке Военно-космических сил РФ. Так что там назревает гуманитарная катастрофа с учетом проживания около 5 млн человек, включая женщин, стариков и детей.
Помнится, в ходе осенних переговоров в Вашингтоне США поддержали идею Эрдогана о переселении из Турции на территории, захваченные курдами, двух миллионов сирийских беженцев. Тогда на встрече с сенаторами и главой Белого дома Дональдом Трампом «хозяин» Ак-Сарая заявил, что «мы можем за период от шести месяцев до двух лет разместить в зоне безопасности на северо-востоке Сирии до миллиона беженцев. Еще миллион сирийцев может быть размещен в Ракке и Дейр эз Зоре». Трамп поддержал такую идею и дал высокую оценку роли Турции, «приютившей четыре миллиона сирийских беженцев». Теперь, видимо, наступает этап их поэтапного возвращения на родину.
В процессе сирийского конфликта северо-восток страны, начиная с августа 2014 года, лишь отчасти был оккупирован «плохими» формированиями так называемого «Исламского государства» (ИГ). Затем «хорошие» курдские «Отряды народной самообороны», подготовленные теми же инструкторами, «огорчили плохих парней», захватив экспроприированные у Асада территории и выселив оттуда местных арабов и этнически близких нам туркманов.
В основном поток беженцев в Турцию во время продвижения отрядов ИГ и конфликта с радикальными религиозными группировками, враждебными режиму Асада, в Сирии после событий марта 2011 года шел с территорий, расположенных западнее Евфрата, – через провинции Латакия, Идлиб и Алеппо. В немалой степени эти беженцы были представлены как раз туркманами и арабскими племенами, ненавидящими алавитов, и именно из их молодежи правительство братской нам страны сформировало Сирийскую национальную армию (СНА), которая вместе с турецкими войсками занимается зачисткой северо-запада ближневосточного государства.
Взамен же правительство Асада, вместо благодарности за борьбу с сепаратизмом, начало истреблять в Идлибе местных жителей, называя их «террористами» при молчаливом согласии Запада. Молодежь, не видевшая такого никогда, называет увиденное «светопреставлением», рассказывая о том, как сирийские и российские самолеты проводят ковровое бомбометание по площадям вблизи линии фронта, разделяющей войска режима и силы повстанцев. Главный удар пришелся по городам Мааррат-эн-Нууман и Серакиб, численность населения которых составляет около 250 тысяч человек. А это обернулось тем, что за прошлую неделю от бомбардировок на север в сторону турецкой границы бежала добрая треть с лишним этого количества людей.
Тяжелая ситуация
Таким образом создана тяжелая ситуация для братской нам страны, которая вынуждена начать переброску «своих» сирийских беженцев через границу в северо-восточную Сирию с тем, чтобы обозначить красные флажки для новой партии переселенцев. Действительно, четыре миллиона беженцев – слишком много для любой страны, тем более для Турции, которая из-за курдской угрозы испытывает еще и проблемы безопасности в приграничных городах.
Таким образом Эрдоган вынужденно осуществляет свой план переселения около 3 миллионов сирийцев, проживающих в Турции, на 20 миль вглубь ранее удерживаемой курдами территории. Сообщения местных СМИ показывают, что в результате жестокой совместной военной операции сирийских правительственных войск и российских ВКС погибли сотни мирных жителей.
В то время как натиск в значительной степени прекратился с тех пор, как Эрдоган и президент России Владимир Путин подписали октябрьское соглашение о прекращении огня, жители Тель-Абьяда и Рас-Аль-Айна, сирийских городов, которые отмечают западные и восточные границы зоны безопасности, живут в ежедневном страхе перед нападениями, терроризмом и грабежами. Обстановка на местах вызывает обеспокоенность по поводу безопасности тех, кто возвращается, и ставит вопрос о том, что некоторых из этих гражданских лиц переселяют насильственно.
Продолжающиеся сообщения о зверствах правительственных войск, которые в настоящее время пытаются контролировать район Идлиба, также вызывают опасения в отношении того, что близкие Асаду лица совершают здесь своего рода этническую чистку, перемещая людей арабского происхождения ближе к турецкой границе, а взамен заселяя алевитов и… курдов, назло Анкаре.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать