• пятница, 19 Апреля, 05:28
  • Baku Баку 18°C

В поисках путей санации

21 декабря 2019 | 12:07
В поисках путей санации

Известно, что проблемные кредиты не способствуют финансовой стабильности и санации банковской сферы. Для решения задач оздоровления кредитно-финансовой сферы страны представители банковской сферы предлагают упростить и ускорить процедуры взыскания проблемных задолженностей с юридических лиц.
С упомянутым предложением выступил накануне председатель правления Банка ВТБ (Азербайджан) Евгений Кирин, сообщивший о позитивных подвижках, связанных с исполнением указа главы государства по проблемным кредитам и надеждах на изменения в судебной системе. При этом само по себе решение проблемы кредитной задолженности населения позволило не только облегчить финансовую нагрузку, но и восстановило доверие к банковскому сектору, освободив должников от судебных разбирательств. И если в первую очередь указ главы государства носит ярко выраженный социальный характер, то в определенной степени его эффективность будет иметь свои позитивные результаты также в контексте макроэкономической политики.
Имеется в виду наращивание платежеспособного спроса, поскольку долларовые кредиты, конечно же, ложились тяжким бременем на население. По словам Е.Кирина, результат предпринятого шага налицо. «Мы видим, что этот портфель существенно сократился. Однако уровень просрочки по кредитам юридических лиц остался на высоком уровне», - сказал он, отметив причины сложной ситуации, причем порой взыскание проблемной задолженности у юридических лиц занимает от 3 до 5 лет. В целом же такие длительные сроки замедляют работу банков и экономики, поскольку «замороженные» деньги теряют со временем свою стоимость и ценность.
Говоря о путях выхода, представитель ВТБ (Азербайджан) видит целесообразность выделить статьи, касающиеся банкротства юридических лиц, в отдельный закон. Ведь в сложившейся ситуации кредиторов в большей степени беспокоит преднамеренное, то есть фиктивное банкротство, преследующее целью вывод активов. К тому же сегодня в Азербайджане не хватает инструментов, чтобы оспаривать сделки, по сути являющиеся преднамеренным банкротством, тогда как требуется правовая оценка такого рода действиям руководителей и акционеров.
Вот и получается, что должник констатирует факт отсутствия у компании активов при наличии обязательств, однако никто не комментирует, кто принимал подобные решения. Это в частности непонятно кредиторам. «У нас возникают вопросы, но мы не можем в рамках имеющегося законодательства активизировать решение их, так как для этого недостаточно возможностей», - подчеркнул Е.Кирин.
По его мнению, решение данного вопроса способно оказать позитивное влияние на оценку делового инвестиционного климата в стране. Здесь нелишне отметить, что о бездействии института банкротства в нашей стране говорилось много.
По мнению юриста и финансиста Акрама Гасанова, для достижения высоких результатов реформ в народном хозяйстве и прогресса в развитии бизнеса совершенствование закона «О банкротстве» с последующим возрождением института несостоятельности представляет чрезвычайную важность. В Азербайджане многие годы упомянутый институт не действует вообще в отношении физических лиц и, как правило, не работает, когда речь заходит о юридических лицах.
Следуя вердикту эксперта, серьезность проблемы сложно переоценить - пока не заработает институт несостоятельности, говорить о полноценном развитии экономики сложно.
Что же делать и почему необходимо принимать срочные меры? Эксперт рассказал о нелегкой ситуации и наметил пути выхода. Первым делом, говорит он, нужно в корне пересмотреть, отчасти упростить и усовершенствовать упомянутый закон. «Ранее, - отметил эксперт, - этот документ претерпел косметические изменения, но в целом не соответствовал потребностям экономики и передовому зарубежному опыту. А главное, закон не применялся, поскольку не проработан и содержит противоречия. Ясность и простота документа - залог его успешного применения. Только в этом случае банкротство как цивилизованная форма разрешения конфликтов имеет шансы реального применения - обанкротившиеся организации будут открыто заявлять о своей несостоятельности и получат возможность избежать давления, а кредиторы и экономика в целом защищены».
В то же время, считает А.Гасанов, реестр банкротов должен быть в открытом доступе. Это позволит избежать рисков при различных финансовых отношениях в будущем. Физическому лицу, признанному банкротом, следует запрещать в течение определенного времени занимать должности в финансовых организациях, заниматься определенными видами деятельности, скажем, работать страховыми брокерами, страховыми агентами и т.д. Таким образом, помощь обанкротившемуся лицу предусматривает также ограничения. Институт банкротства одновременно должен защищать и лиц, признанных финансово несостоятельными, и общество, и кредиторов.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать