• пятница, 29 Марта, 03:58
  • Baku Баку 7°C

Беспринципность наказуема

15 мая 2014 | 16:28
Беспринципность наказуема

11-12 мая президент Франции Франсуа Олланд совершил официальный визит в Азербайджан. В ходе визита, помимо протокольных встреч со своим азербайджанским коллегой и заседаний делегаций, Франсуа Олланд принял участие в азербайджано-французском бизнес-форуме. По итогам визита был подписан ряд соглашений и меморандумов в экономической сфере. В ходе самого визита стороны обсудили множество вопросов, в том числе региональной политики и урегулирования карабахского конфликта.
Подводя итоги столь плодотворного и знаменательного визита, газета «Каспiй» обратилась к известным отечественным политологам с целью узнать их оценку посещения Олландом Баку и возможном влиянии этого визита на урегулирование карабахского конфликта.

Фикрет Садыхов, политолог:
- Я весьма позитивно оцениваю итоги визита Франсуа Олланда в Азербайджан. Укрепление партнерских связей с такой страной, как Франция отвечает интересам, как Азербайджана, так и самой Франции. В принципе, в последнее время в значительно большей степени Парижу нужен Баку, так как наша страна на сегодняшний день является важным поставщиком энергоресурсов на мировые рынки и превратилась в значимого игрока в регионе Южного Кавказа. Поэтому сотрудничать с такой страной, как наша, достаточно выгодно, приоритетно, и я думаю, что визит Олланда был как раз нацелен на расширение именно этих двусторонних партнерских отношений. Правда, в своем выступлении он не выделял Азербайджан, поставив его по важности на один уровень с Арменией. И это даже хорошо, что Олланд не сказал, что Ереван ему важнее Баку. Дело в том, что если бы эта встреча происходила много лет назад, наверняка прозвучала бы именно такая мысль. А то, что сейчас президент Франции говорит об одинаковой важности для него Армении и Азербайджана, свидетельствует о приоритетах ведущих государств в формате МГ ОБСЕ, которые уравнивают нас с Арменией, постоянно призывают к мирным переговорам, заявляют о каких-то компромиссах, не желая видеть корень самого конфликта, заигрывая с капризами Армении. Естественно, что при всей важности двусторонних азербайджано-французских отношений Франсуа Олланд не забывает, что окружен большим количеством армянских лоббистов, которые занимают высокие посты во французском истеблишменте. Это очень важный фактор, от которого невозможно никуда уйти ни Олланду, ни любому другому французскому президенту.
Наша же задача заключается в том, чтобы убедить руководителей таких стран, как Франция в том, что терпение Азербайджана не бесконечно и наращивая свой оборонный потенциал, рано или поздно мы будем готовы к освобождению наших земель.
Касаясь заявления Олланда перед его визитом в наш регион о его попытках урегулировать карабахский конфликт, то в этом ничего кроме риторики не было. Во-вторых, серьезных подвижек в урегулировании карабахского конфликта в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Кроме того, по итогам визита мы еще раз смогли убедить французскую сторону и его президента, продемонстрировать свою решимость в любой ситуации не соглашаться с какими-то доводами, лишенными политической логики. Олланд услышал из уст нашего Президента, что создание второго армянского государства на территории нашего государства мы никогда не допустим. Ему напомнили о существующих конкретных резолюциях международных организаций, и если он считает себя лидером цивилизованного, одного из ведущих государств мира, придерживается норм международного права, борется за права человека, встречается с гражданскими активистами, оппозиционными деятелями, то он должен понимать и всю политическую реальность, складывающуюся в регионе.
Вафа Гулузаде, политолог:
- Это очень значительный визит. Он говорит об изменении позиции Запада в отношении Южного Кавказа. Полагаю, что этот сдвиг произошел после российской оккупации Крыма и дестабилизации обстановки на юго-востоке Украины. Сейчас на повестку дня вышел вопрос использования альтернативных источников углеводородов для Европы. Таким образом Запад собирается выстроить серьезную линию давления на Россию. И самым главным моментом здесь будет отказ от российского газа. Для этого необходимы будут такие источники, как Азербайджан и Туркменистан. Этот газ можно будет доставить в Европу через Грузию и Турцию. В силу этих моментов значение Южного Кавказа для Запада сильно возрастает. Поэтому Запад усилил свое внимание к нашему региону.
Соответственно, Олланд в Баку представлял не только Францию, но и весь Запад. Это не случайно, ведь фактическим лидером всей Европы является именно Франция. Эта страна - идейно-политический лидер Европы, в то время как Германия лишь экономический. Ведь именно Франция является основателем нынешней западной идеологии. Олланд - тяжелая артиллерия Запада. Его визит направлен на обсуждение вопросов стабильности на Южном Кавказе. А для этого необходимо урегулировать армяно-азербайджанский конфликт и добиться подписания мирного договора, что стало второй целью его визита в регион.
Безусловно, все это очень беспокоит Россию. Она может предпринять соответствующие меры по дестабилизации обстановки. До дестабилизации Москва будет оказывать серьезнейшее давление на Армению. Поэтому Олланд в рамках своего визита в Ереван будет добиваться от армянских властей того, чтобы они начали наконец действовать исходя из собственных интересов, минуя диктат Кремля. Как власти, так и весь армянский народ хотят этого, но Россия против. Из современной истории известно, что Москва несколько раз срывала уже подготовленные мирные соглашения между Азербайджаном и Арменией (в 1996 и в 1999 гг.)
Что может Олланд пообещать Еревану, если последний пойдет на мир с Азербайджаном? Сможет ли Франция обеспечить безопасность Армении, принимая во внимание тот факт, что фактически она находится в составе России? Это очень важные вопросы. Честно говоря, я не верю в возможность быстрого урегулирования карабахского конфликта, для этого нужны какие-то сильные факторы. Но где они? Я их не вижу. Дело в том, что со времени развала СССР мы находились в забвении со стороны Запада. Конечно, западные страны начали реализовывать здесь свои энергетические проекты, что и нам было выгодно. Но при этом Запад не занимался серьезно урегулированием карабахского конфликта. С самого начала этот процесс был пущен на самотек. Беспринципность всегда приводит к тому, что проводящий ее бывает наказан. Когда был оккупирован Кельбаджар - район выходящий за пределы бывшей НКАО, то были приняты четыре беззубые резолюции ООН. Затем были оккупированы другие районы, но никто не добивался выполнения этих резолюций. Почему США добивались выполнения резолюций СБ ООН против Ирака, но не против Армении? Хотя бы примите политические решения, хотя бы осудите агрессию. Но они ничего этого не делали, занимаясь только умиротворением агрессора. В итоге конфликт затянулся на 20 лет. На Западе не учли того, что Россия держит этот конфликт в замороженном состоянии, чтобы в нужный момент вновь его разжечь. Либо, используя этот конфликт, мешать продвижению Азербайджана и Армении в Евросоюз и НАТО.
Расим Агаев, политолог:
- Экономическая составляющая визита Франсуа Олланда впечатляет. Но представляется, что все эти документы можно было бы подписать и без его визита. Мое внимание привлек тот факт, что президент Франции решил побывать во всех трех странах Южного Кавказа. Это говорит о том, что политическая составляющая данного визита довольна значительна и Франция вместе со всем ЕС имеют свои виды на данный визит. Это отразилось в том, то визит начался с Азербайджана - страны, играющей ведущую роль в регионе, являющуюся центральным пунктом, связующим звеном в Кавказско-каспийском регионе. В то же время в ходе выступлений и обмена мнениями сквозило повышенное беспокойство французского президента ситуацией, близкой к дестабилизации, в которой пребывает Южный Кавказ многие годы.
Другой важный момент визита был связан с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта. Недавно прозвучало предложение Олланда организовать в Париже встречу президентов Азербайджана и Армении для продолжения диалога. При этом ничего радикально нового сказано не было. Ведь дело не в диалоге, а в готовности сторон проявить политическую волю и подписать соглашение. Вместе с тем, для преодоления кризиса посредникам необходимо отойти от прежней линии поведения и перестать ставить агрессора и его жертву на одну доску, уравнивать их в правах. В итоге такая политика приводит только к поощрению Армении. К примеру, недавно министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что они победили в войне и потому имеют право указывать. Вот как Олланд будет обсуждать урегулирование конфликта с подобными партнерами по переговорам? А ведь президент Саргсян придерживается аналогичных взглядов. В итоге уже Госдепу США пришлось объяснять Еревану, что оккупированные территории это одно, а статус Нагорного Карабаха - совершенно иное. В то время как армяне не согласны с такой постановкой вопроса и называют оккупированные территории «поясом безопасности».
К сожалению, европейцы, имеющие влияние на Армению, за прошедшие 20 лет перемирия единым словом не обмолвились, чтобы выразить недовольство агрессивной политикой Еревана в регионе. Если ЕС и Франция хотят принять деятельное участие в урегулировании карабахского конфликта, то должны хотя бы занять позицию, выраженную в последнем заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ. Но она даже не приближается к этому. Мне представляется, что на решение европейцев как-то содействовать тому, чтобы переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки повлияло недавнее выступление Президента Азербайджана на саммите в Праге. Там он прямо спросил - почему в одном случае Запад выступает с единой позиции и осуждает изменение границ, нарушение территориальной целостности государства, имея в виду вопрос Крыма и Украины, а в случае с Арменией мы этого не видим, наоборот, западные страны сотрудничают с ней?
В итоге, политическая составляющая визита оказалась слабее его экономической части. В этом смысле Олланду есть что сказать в Париже. Думаю, что итоги визита в Азербайджан будут лучше, чем в две другие страны Южного Кавказа.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать