• вторник, 19 Марта, 11:24
  • Baku Баку 8°C

Форс-мажор в Ираке

14 декабря 2019 | 10:30
Форс-мажор в Ираке

РЕГИОН
Сегодня станет известно имя нового премьер-министра Ирака. В этой истории поражает другое - отставка бывшего главы Кабмина Аделя Абдель Махди, стремительно утвержденная парламентом для недопущения эскалации напряженности между властью и протестующими. Однако если исполнительная власть и впредь останется без руководства, тогда все удачи демонстрантов можно будет смело считать пирровой победой.
Получается, что вооруженные силы надолго лишатся верховного главнокомандующего, кабинет министров - председателя, а значит, и дееспособности. Бюджетники лишатся зарплат пенсионеры - выплат, ветераны войны - пособий, а это значит, что страна погрузится в абсолютный хаос.
Демонстранты, как говорится, вошли во вкус - едва протестующие добились ухода премьера, как сразу выдвинули требование отставки президента Бархама Салиха и роспуска парламента. Сегодня власть в Ираке напоминает мяч не на футбольном поле, а на дворовой площадке, который мальчишки перебрасывают друг другу без всяких правил, хотя всем понятно, что самый большой приз от дяди Сэма получит тот, кто попадет в «иранские ворота».
Вот вам пример - спикер парламента Мухаммед аль-Халбуси объявил, что президент Бархам Салех поручит крупнейшей парламентской фракции (блок «Саирун», лидером которого является духовный лидер шиитов Муктада ас-Садр) представить нового кандидата, однако те немедленно отвергли эту идею: мол, все зависит от народа. Одновременно появились заявления бывших премьеров Н. аль-Малики и Х. аль-Абади (тоже шиитов) об их отказе баллотироваться.
Ставки велики - Междуречье считают зоной своего влияния и Тегеран (в силу наличия шиитских святынь), и Вашингтон (в силу свержения Саддама Хусейна). А потому нападения на иранские диппредставительства, оскорбления в адрес высших духовных лиц наших южных соседей и, тем более, попытки осквернить шиитские святыни не могли остаться без последствий, а отставка премьера вынудила Тегеран реагировать быстро и жестко. В Багдаде с конца октября неотлучно находится командующий силами «Кудс» КСИР генерал-майор Касем Сулеймани, который приобрел репутацию знаковой фигуры в решении наиболее сложных проблем и наделен муллократией огромными полномочиями. Хотя миссия его секретная, известно, что «под ним» находится все руководство радикальных шиитских группировок: : «Бадр», «Асаиб аль-Хак» и «Хезбаллах», в руках которых сосредоточен огромный ресурс воздействия на события - вооруженные формирования, укомплектованные фанатично настроенными последователями, готовыми выполнить любой приказ. В местных СМИ неоднократно указывалось, что стрельбу по протестующим вели не только военнослужащие и сотрудники полиции, но и «ополченцы». Жестокость, проявляемая в отношении демонстрантов со стороны боевиков «Асаиб аль-Хак», порой превосходит разрекламированные зверства так называемого «Исламского государства», и тому есть документальные свидетельства, циркулирующие в интернете.
Резко возросло число ракетных и минометных обстрелов американских объектов - посольства США и мест дислокации военных и подрядчиков Пентагона - базы «Баляд», «Таджи», «Айн-Асад» и др. Недавно ракетному обстрелу подверглась военная база, расположенная на территории международного аэропорта Багдада, которая является одним из главных пунктов экстренной эвакуации граждан США.
Но и американцы в этих условиях не ограничиваются пассивным наблюдением. Так, недели три назад в Ираке побывал председатель Объединенного комитета начальников штабов Пентагона генерал Марк Милли, отдавший приказ привести шеститысячный американский воинский контингент в повышенную боеготовность. А буквально неделю назад Вашингтон объявил о введении санкций «за участие в подавлении акций протестов» в отношении трех деятелей «народного ополчения», известных своей близостью к Сулеймани: названы имена Хусейна Фалиха Азиза аль-Лами (начальник главного управления безопасности «народного ополчения»), а также Кейса аль-Хазали (лидер группировки «Асаиб аль-Хак») и его брата Лейса.
Старый-новый кандидат
Пока многие думают да гадают, кто же будет новым премьером, тамошние СМИ уже «назначили» главу Кабмина и, представьте, не попали пальцем в небо. Под видом утечек или «неподтвержденных данных» стала синхронно обсуждаться кандидатура человека по имени Ибрагим Мухаммед Бахр аль-Улюм. Альянс «Аль-Бина» и партия «Хикма» уже заявили о намерении собрать подписи 177 депутатов в его поддержку. Как ни парадоксально, аль-Улюма рассматривают в качестве своего ставленника и Тегеран, и Вашингтон.
Альянс «Аль-Бина» был образован в прошлом году и представляет новую реальную силу на иракской политической арене. На сегодня эта группировка располагает в парламенте 143 мандатами, причем депутаты делегированы разными течениями - шиитскими, суннитскими, курдскими, что несвойственно современному Междуречью. Свой выбор в пользу аль-Улюма они аргументируют тем, что это профессионал-технократ, не замешанный в партийных интригах или коррупции. Вспомнили даже, что он в свое время ушел из проамериканского правительства в знак протеста против повышения цен на бензин. В 2014-2018 году являлся членом парламентского комитета по нефти и энергетике, имеет опыт законодательной работы.
Расчет Ирана, который опирается на мощное шиитское лобби в Багдаде, строится на том, что Ибрагим принадлежит к очень религиозной семье. Его покойный отец - аятолла Мухаммед Бахр аль-Улюм входил в число самых авторитетных шиитских богословов Ирака, 25 лет жил в эмиграции в Иране, поддерживая связи с радикалами из партии «Даава».
Что касается США, то американцы всегда могут напомнить, каким образом и благодаря кому аль-Улюм в 2003 году стал министром нефти Ирака, а его отец возглавил правительственный совет. Ибрагим учился в США, работал в Великобритании в различных нефтяных компаниях. Часто посещает посольство США в Багдаде как консультант.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать