• пятница, 29 Марта, 14:30
  • Baku Баку 14°C

В тисках манипулятивного мышления

09 декабря 2019 | 16:55
В тисках манипулятивного мышления

Армянские политические и экспертные круги обеспокоены итогами прошедших в Братиславе переговоров между главами МИД Азербайджана и Армении - Эльмаром Мамедъяровым и Зограбом Мнацаканяном.
Ведь кроме 3,5-часовой встречи, в ходе которой обсудили программы по укреплению режима прекращения огня, укреплению доверия, а также продолжению совместной работы в начале следующего года, ничего достигнуто не было. Мнацаканян подчеркнул скромный результат, достигнутый в рамках договоренностей о подготовке народов к миру посредством реализации программы обмена журналистами из Армении и Азербайджана.
Азербайджан же загодя огласил свою позицию по урегулированию конфликта, настаивая, что первым шагом должен стать бесспорно вывод армянских вооруженных сил из Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана.
Карабах - часть Азербайджана
По мнению председателя Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолога Степана Григоряна, введение Азербайджаном этого документа в оборот не случайно и означает, что официальный Баку не изменил свою позицию. И вторая часть касается армянской и азербайджанской общин, их прав.
Однакоостается загадкой то, что в Армении почему-то вдруг решили, что Азербайджан собирается менять свою позицию. Дело в том, что армянская сторона, будучи прекрасно осведомлена о существе вопроса, перманентно обманывает свой народ и юлит с целью продолжения переговоров ради переговоров, выдвигая на первый план второстепенные задачи по налаживанию диалога и т.д. Азербайджан же, сделав весьма успешный тактический ход в канун встречи, буквально поставил с ног на голову переговорный процесс, с тем чтобы во вражеском стане не питали безосновательных иллюзий. В результате весь карточный домик армянской дипломатии, построенный все более на недомолвках и ожиданиях, рассыпался, поставив жирный крест на армянских инсинуациях.
Впрочем, Степанян не считает, что Армения должна заявить о выходе из переговоров, поскольку удар придется именно по армянской стороне. И предлагает в сложившихся обстоятельствах активно продвигать идею «миацума». Однако это мы уже проходили.
Политолог считает заявление Баку серьезным и отмечает, что через какое-то время Азербайджан может пойти на силовые решения.
Восприняли как ультиматум
Впрочем, подход Баку к карабахскому урегулированию, который накануне представил представитель Азербайджана в ОБСЕ, а затем озвучил глава внешнеполитического ведомства республики Эльмар Мамедъяров на министерском форуме ОБСЕ, ряд политических и экспертных кругов Армении представили как ультиматум Еревану, как свидетельство отказа Баку от переговоров. Тогда как Азербайджан этим шагом лишь пресек спекуляции армянского военно-политического истеблишмента в этом направлении, подчеркивая, что мы ожидаем конкретных результатов в решении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Армянское экспертное сообщество в этой связи распространило заявление, в котором говорится, что «все это преподносится общественности в контексте того, что жесткая позиция Баку является следствием дипломатических ошибок, промахов и т. д. А что сказал Азербайджан? Азербайджан сказал то, что делает на практике, как минимум, после укрепления власти Ильхама Алиева. В частности Азербайджан требует территории, возвращение беженцев на эти территории, азербайджанской общины Карабаха и другие подобные аспекты».
Азербайджан практически никогда не говорил меньше этого, утверждают армянские аналитики, добавляя, что в последних документах по урегулированию, как, например, Казанский план, были закреплены именно эти подходы Баку. И это не по словам анонимных источников, а по признанию Сержа Саргсяна, выразившего готовность подписать именно этот план.
«Именно здесь мы являемся свидетелями преобладания продолжающихся уже более четверти века манипуляций. В состоянии ли общественность Армении выйти из этого, - задаются вопросом армянские эксперты и сами же отвечают: «Очевидно, что политические единицы этого не допустят, поскольку они больше не в состоянии в вопросе «НКР», и вообще в ключевых для государственности вопросах думать иначе и не опираться на эту ось с преобладанием манипулятивного мышления».
Таким образом, разделительная линия политической модернизации в постреволюционной Армении в настоящее время проходит по карабахскому вопросу и по качеству и содержанию в ней позиций и мышления. Здесь пока мало что утешительного. И армянскую общественность тревожит именно это, а не измышления вокруг общеизвестных позиций Азербайджана.
Переговорный реверс

Большая часть армянских экспертов уверена, что Зограб Мнацаканян вернулся к формуле переговоров Сержа Саргсяна. И задается вопросом: если это так, то какой тогда был смысл в течение полутора лет портить переговорный процесс?
«Текст нашего МИД накануне звучал словно от Налбандяна, и, мягко говоря, было похоже на зрительный обман, что это был Мнацаканян, - пишут они, с возмущением констатируя, что «в течение этих полутора лет конкретно своим разгильдяйством вы довели переговоры до войны, и завтрашнюю катастрофу, которая нависнет над Арцахом и Арменией, вызвали вы, сколько бы потом вы ни ссылались на сегодняшний текст».
То есть нынешние власти Армении обвиняют не только в снижении порога применения силы, но и в том, что вероятность войны в контексте карабахского конфликта изменилась из «если» в «когда».
Напомним, Эльмар Мамедъяров, отметив, что «с момента последнего Совета министров, только две недели назад, мы смогли согласовать и осуществить определенные меры в гуманитарной сфере, такие как взаимные визиты журналистов из Армении и Азербайджана», одновременно подчеркнул, что «такие шаги не дадут результатов, если в политическом процессе не будет достигнуто прогресса. Они не могут заменить основательный процесс переговоров».
Одним словом, Азербайджан подчеркивает важность говорить о сути переговоров. Есть опасения, что может произойти, как подчеркнул в своем обращении к участникам 26-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ глава МИД Словакии и действующий председатель ОБСЕ Мирослав Лайчак, эскалация ситуации - в виде военных столкновений. Причина вновь в безответственной политике официального Еревана.
На взаимоисключающих позициях
Впрочем, из хора армянских голосов как-то неуверенно выпадает директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, который на пресс¬-конференции по этому вопросу заявил, что «опасность настоящей, широкомасштабной войны в краткосрочном и среднесрочном периоде исключена, так как для этого нет ресурсной базы». Искандарян напомнил, что Большой Кавказ является вторым по количеству обычных вооружений регионом в мире, соответственно возобновления настоящей широкомасштабной войны никто не допустит, однако эксперт не исключает роста эскалации на линии соприкосновения войск в зоне конфликта.
«Стороны не готовы на компромисс, Армения и Азербайджан называют компромиссом разные вещи. Азербайджан называет компромиссным решением возвращение к ситуации до 1988 года, то, что фактически становится невозможным и неприемлемым для обсуждения. Армения называет компромиссом то, что все останется так, как есть, и вдобавок к этому признание Арцаха, что не готовы обсуждать азербайджанцы»,- считает политолог.
По его мнению, в таком случае нужно продолжить делать то, что делается, а именно работать на понижение степени насилия на линии соприкосновения, над этим работают все время сопредседатели МГ ОБСЕ видимым и невидимым образом.
Конечно, возможности, направленные на уменьшение насилия, не такие нулевые, как попытка урегулировать конфликт, однако в Ереване, наконец, должны понять, что терпение Азербайджана не беспредельно. И противник об этом должен помнить всегда.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать