• четверг, 18 Апреля, 20:50
  • Baku Баку 21°C

Турецкий гамбит

06 апреля 2019 | 11:08
Турецкий гамбит

ПОЗИЦИЯ
Изменение статуса музея Айя-София (православный собор святой Софии) в Стамбуле на мечеть станет ответом на решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и суверенитет этого государства над Голанскими высотами, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Слово не воробей, но и на ветер лидер братской страны их не бросает. Раз уж сказал, значит сделает. Но что это даст?
Эрдогану нравится быть самым авторитетным защитником исламских ценностей - зверское убийство журналиста Джамала Кашикчи в Стамбуле нанесло огромный урон реноме монаршей семьи саудитов, шиитская муллократия Ирана тоже не в чести у мировой общественности, так что карты ему в руки. Да и с инициативой «перековать» упомянутый собор в мечеть он выступает уже не в первый раз. Например, открытый текст прозвучал в начале июня 2016 года, когда бундестаг Германии признал так называемый «геноцид армян» в Османской империи. Следовательно, факт признания США Голанских высот территорией Израиля на самом деле может быть использован как повод для изменения статуса собора?
Но вряд ли проблема в этом христианском храме. Не исключено, что связано это с тем, что константинопольский патриарх Варфоломей предоставил автокефалию православной церкви Украины и назначил своих представителей в ее столице. В результате Анкара, которая, по всей вероятности, рассчитывала разыграть церковную карту в отношениях как с Украиной, так и с Россией, оказалась в офсайде - Фанар вышел из-под контроля Анкары и оказался полностью под контролем Вашингтона, и расклад сил в православном мире изменился. Во-первых, происходит раскол мирового православия в целом, во-вторых, очевиднее всего его раскол в Украине, а в-третьих, сужаются возможности Русской православной церкви влиять на ход событий, особенно на политический курс Константинопольского патриархата. И, наконец, может появиться «центр силы» в Стамбуле, на которую в перспективе будут ориентироваться православные церкви. Иными словами, образуется два православных лагеря.
Вырисовываются контуры новой географии канонической территории «Константинополя» с центром в Турции, а также с другими православными церквями вне этой территории.
Нелишне будет напомнить, что в начале декабря 2017-го Эрдоган в ходе визита в Грецию вдруг заявил, что «пришло время пересмотреть Лозаннский договор 1923 года», который определил современные границы братской страны. Многие эксперты тогда связали это заявление с территориальными спорами между двумя государствами, однако, скорее всего, эти слова были связаны с тем, что договор определяет также и статус Константинопольского патриархата.
Стоит заметить, что недаром после неудавшегося переворота 15 июля 2016 года в турецких СМИ появились сообщения о причастности Варфоломея к террористической структуре FETO. Таким образом, не исключено, что Анкара использует ситуацию с Голанами как повод усложнить положение Варфоломея, поскольку ей совершенно ни к чему усиление влияния Фанара: этот фактор грозит появлением «независимой духовной власти», своего рода религиозного государства в светском. Так что нельзя исключить той вероятности, что после заявления об изменении статуса Айя-София может быть принято решение и по самому Варфоломею.
Не случайно Эрдоган недавно заявлял: «Мы не позволим превратить Стамбул в Константинополь». И он прав относительно своих опасений, считает доктор философии по богословию Рашад Мамедов:
- С приходом его партии к власти братская страна окрепла во всех сферах, включая духовность, что не нравится, прежде всего, странам коллективного Запада, которые время от времени разыгрывают карту ее несоответствия «стандартам общечеловеческих ценностей», - сказал ученый в беседе с нами. - Но это иезуитский подход - ведь японцы, например, или китайцы и вовсе не представляют родственные авраамические религии, тем не менее, и европейцы, и американцы к ним относятся гораздо мягче в силу географической и ментальной отдаленности. Кроме того, они не могут переварить падение Константинополя, осознавая, что турки продолжают традиции османов, хотя и живут в светском государстве, основы которого, между прочим, заложил весьма набожный Мустафа Кемаль Ататюрк.
Эрдоган, уверенный в своем предназначении, активно защищает исламский мир. Равно как Россия болезненно реагирует на то, что происходит на постсоветском пространстве, так и Турция болезненно реагирует на то, что делается в ее бывших владениях, тем более что и патриарх Варфоломей (который, конечно, не забывает о том, что Святая София была изначально православным собором) полностью подконтролен американцам и стал независимой фигурой по отношению к Анкаре.
Так что не удивляйтесь, если в Анкаре примут решение о переселении патриархии из пределов Стамбула на Афон, что тоже не ново. Подобный вариант рассматривался еще во времена заключения Лозаннского мирного договора 1923 года. То есть закручивается острая геополитическая история, итогом которой может стать прекращение пребывания патриарха в Стамбуле, что к тому же вписывается в нынешние партнерские отношения турок с русскими, которым Варфоломей изрядно насолил в Украине, а теперь намерен такой же трюк провернуть в Беларуси и других странах СНГ, где православие пустило глубокие корни.
Словом, если Эрдогану удастся переместить патриархат на Афон, это приведет к ослаблению позиций Варфоломея и его сподвижников, а заодно их притязаний на постсоветском пространстве.
Юсиф АББАСЗАДЕ
banner

Советуем почитать